следующие художественные способности: 1. Целостность восприятия; 2. Оценка отклонений от вертикали и горизонтали; 3. Оценка пропорций; 4. Оценка светлотных отношений; 5. Оценка перспективных сокращений; 6. Зрительная память. Он утверждает, что индивидуальные различия в изобразительной деятельности проявляются в процессе зрительного восприятия и зрительных представлений. Также В.И. Кириенко акцентирует внимание на таком важном компоненте художественных как способностей способность реакции личности в или изобразительной синтетического деятельности, видения, целостного, руки, двигательные способность возникновения зрительно-кинетических ассоциаций. Эти способности к изобразительной деятельности объединяет одна более общая способность синтетического видения, наиболее характерная для «художественного» типа высшей нервной деятельности [31]. На основе анализа проведенных психологических изысканий и обобщений своих исследований способностей делится на B.C. Кузин отмечал, что структура ведущие способности и основные, вспомогательные. К основным свойствам художественных свойства художественного улавливание главного способностей он относил творческого воображения, обеспечивающего в явлениях действительности, и характерного обобщение или типизацию, создание оригинальной композиции; свойства зрительной памяти, обеспечивающие создание ярких зрительных образов в сознании художника и способствующие их превращению в художественный образ; эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению; волевые свойства личности. К вспомогательным свойствам художественных способностей ученый 21 |
вание. В. Штерн и А. Пьерон признавали существование общих способностей, но противопоставляли их специальным [170]. Большинство отечественных исследователей разделяют первый подход к соотнесению общих и специальных способностей, мы тоже придерживаемся этой позиции. Таким образом, специальные способности представляют собой индивидуально-психологические характеристики, обеспечивающие успешность выполнения человеком конкретной профессиональной деятельности. В соответствии с предметом, объектом и задачами нашего исследования рассмотрим художественно-творческие способности, которые являются специальными для студентов ХГФ. Исследованием художественных способностей занимались В.И. Киреенко, А.Г. Ковалев, Н.Н. Волков, М.С. Каган, B.C. Кузин, Н.И.Киященко, А.А.Мелик-Пашаев и др. В.И.Кириенко рассматривает способности к изобразительной деятельности как сложное комплексное образование. Он выделяет специфические особенности, отличающие изобразительное восприятие от обыденного, обычного житейского восприятия. Ученый выделяет следующие художественные способности: 1. Целостность восприятия; 2. Оценка отклонений от вертикали и горизонтали; 3. Оценка пропорций; 4. Оценка светлотных отношений; 5. Оценка перспективных сокращений; 6. Зрительная память. Он утверждает, что индивидуальные различия в изобразительной деятельности проявляются в процессе зрительного восприятия и зрительных представлений. Также В.И. Кириенко акцентирует внимание на таком важном компоненте художественных способностей личности в изобразительной деятельности, как способность целостного, или синтетического, видения, двигательные реакции руки, способность возникновения зрительного кинестических ассоциаций. Эти способности к изобразительной деятельности объединяет одна более общая способность синтетического видения, наиболее характерная для «художественного» типа высшей нервной деятельности [78]. На основе анализа проведенных психологических изысканий и обобщений своих исследований B.C. Кузин отмечал, что структура способностей делится на основные, ведущие способности и вспомогательные. К основным свойствам художественных свойства художественного творческого способностей он относил обеспечивающего воображения, улавливание главного и характерного в явлениях действительности, обобщение или типизацию, создание оригинальной композиции; свойства зрительной памяти, обеспечивающие создание ярких зрительных образов в сознании художника и способствующие их превращению в художественный! образ; эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению; волевые свойства личности. К вспомогательным свойствам художественных способностей ученый относил свойство зрительного анализатора отражать («чувствовать») фактуру поверхности воспринимаемых предметов мягкость, твёрдость, бархатистость и т.д.; сенсомоторные качества, особенно связанные с действиями руки художника, обеспечивающие быстрое и точное усвоение новых технических приемов в рисунке, живописи [90]. Все вышеперечисленные свойства тесно связаны между собой, и для развития художественных способностей необходимо их гармоничное сочетание. Таким образом, основу структуры художественно-творческих способностей составляют впечатлительность, воображение, легкость образования ассоциаций, тонкость различия оттенков. К специальным способностям относятся способности, в которых проявляются присущие всем видам человеческой деятельности качества личности, такие психические свойства, как творческое воссоздающее воображение, 21 |