относил свойство зрительного анализатора отражать («чувствовать») фактуру поверхности воспринимаемых предметов мягкость, твёрдость, бархатистость и т.д.; сенсомоторные качества, особенно связанные с действиями руки художника, обеспечивающие быстрое и точное усвоение новых технических приемов в рисунке, живописи [43, 44]. Все вышеперечисленные свойства тесно связаны между собой, и для развития сочетание. Таким способностей образом, основу структуры художественно-творческих воображение, легкость художественных способностей необходимо их гармоничное составляют впечатлительность, образования ассоциаций, тонкость различия оттенков. К специальным способностям относятся способности, в которых проявляются присущие всем видам человеческой деятельности качества личности, такие психические свойства, как творческое воссоздающее воображение, фантазия, развитая произвольная память и произвольное внимание, богатство ассоциативного ряда, сильная воля и трудолюбие, интуиция, импровизация, безудержное стремление к поиску нового, а также повышенная восприимчивость, чувственно-эмоциональная отзывчивость, образное видение, развитое творческое мышление. Выявлением и анализом структуры художественных способностей занимался А.А.Мелик-Пашаев. Он выделяет три взаимозависящих уровня способностей: первый уровень (высший) проявление эстетического отношения к действительности; второй уровень заключается в процессе воплощения, в творческом акте, где воображение определяется ведущей творческой способностью; третий уровень состоит из конкретных специальных способностей к различным видам художественной деятельности, играющих исключительно служебную, а не основную роль (зрительная, моторная способность и т.д.). [59]. 22 |
кинестических ассоциаций. Эти способности к изобразительной деятельности объединяет одна более общая способность синтетического видения, наиболее характерная для «художественного» типа высшей нервной деятельности [78]. На основе анализа проведенных психологических изысканий и обобщений своих исследований B.C. Кузин отмечал, что структура способностей делится на основные, ведущие способности и вспомогательные. К основным свойствам художественных свойства художественного творческого способностей он относил обеспечивающего воображения, улавливание главного и характерного в явлениях действительности, обобщение или типизацию, создание оригинальной композиции; свойства зрительной памяти, обеспечивающие создание ярких зрительных образов в сознании художника и способствующие их превращению в художественный! образ; эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению; волевые свойства личности. К вспомогательным свойствам художественных способностей ученый относил свойство зрительного анализатора отражать («чувствовать») фактуру поверхности воспринимаемых предметов мягкость, твёрдость, бархатистость и т.д.; сенсомоторные качества, особенно связанные с действиями руки художника, обеспечивающие быстрое и точное усвоение новых технических приемов в рисунке, живописи [90]. Все вышеперечисленные свойства тесно связаны между собой, и для развития художественных способностей необходимо их гармоничное сочетание. Таким образом, основу структуры художественно-творческих способностей составляют впечатлительность, воображение, легкость образования ассоциаций, тонкость различия оттенков. К специальным способностям относятся способности, в которых проявляются присущие всем видам человеческой деятельности качества личности, такие психические свойства, как творческое воссоздающее воображение, 21 фантазия, развитая произвольная память и произвольное внимание, богатство ассоциативного ряда, сильная воля и трудолюбие, интуиция, импровизация, безудержное стремление к поиску нового, а также повышенная восприимчивость, чувственно-эмоциональная отзывчивость, образное видение, развитое творческое мышление. Выявлением и анализом структуры художественных способностей, занимался А.А.Мелик-Пашаев. Он выделяет три взаимозависящих уровня способностей: первый уровень (высший) проявление эстетического отношения к действительности; второй уровень заключается в процессе воплощения, в творческом акте, где воображение определяется ведущей творческой способностью; третий уровень состоит из конкретных специальных способностей к различным видам художественной деятельности, играющих исключительно служебную, а не основную роль (зрительная, моторная способность и т.д.). Следует отметить, что А.А. Мелик-Пашаев в своем труде не рассматривает значение и роль таких важных компонентов структуры художественных способностей, как образное мышление, функции сознания, познавательные способности личности, художественное мастерство и другие [107]. В психолого-педагогических исследованиях И.В. Страхова, Н.А. Селезневой, В.А. Мясниковой, Г. Петрова были выявлены уровни интеллектуально-волевого внимания склонных и не склонных к изобразительной деятельности обучающихся. Наблюдения велись при выполнении рисунка с натуры. Внимание учащихся, обладающих художественно-творческими способностями, характеризуется: гармоничным сочетанием целостного и дифференцирующего сосредоточения; гибким их соотношением в процессе работы; «сквозным» характером сосредоточения при целеустремленной поисковой его направленности; применением системы корректирующих действий в процессе работы; рациональным переключением внимания; предвидением 97 |