Следует отметить, что А.А. Мелик-Пашаев в своем труде не рассматривает значение и роль таких важных компонентов структуры художественных способностей, как образное мышление, функции сознания, познавательные другие [60]. В психолого-педагогических исследованиях И.В. Страхова, Н.А. способности личности, художественное мастерство и Селезневой, В.А. Мясниковой, Г. Петрова были выявлены внимания склонных и не уровни к интеллектуально-волевого склонных изобразительной деятельности выполнении рисунка с натуры. Внимание характеризуется: учащихся, обучающихся. Наблюдения велись при обладающих творческими способностями, целостного и гармоничным сочетанием дифференцирующего сосредоточения; гибким их соотношением в процессе работы; «сквозным» характером сосредоточения при целеустремленной поисковой его направленности; применением системы корректирующих действий в процессе работы; рациональным переключением внимания; предвидением последующей работы над рисунком; оптимальной динамикой внимания в процессе первоначальной его настройки, его целеустремленностью в фазе предвнимания и последующей оперативной подвижностью. Для не склонных к рисованию целостного испытуемых и характерны: несогласованность внимания; проявлений дифференцирующего основы недостаточное развитие аналитико-синтетической сосредоточения на деталях и особенно общей структуры рисунка и натуры; преобладание локальной направленности внимания; сужение диапазона корректирующих операций при ограничении их функций и слабость включения коррекции в систему графических действий. В другом исследовании предлагаются следующие компоненты специальных способностей учителя изобразительного искусства: 1) перцептивные способности, определяющие углубленное зрительное 23 |
фантазия, развитая произвольная память и произвольное внимание, богатство ассоциативного ряда, сильная воля и трудолюбие, интуиция, импровизация, безудержное стремление к поиску нового, а также повышенная восприимчивость, чувственно-эмоциональная отзывчивость, образное видение, развитое творческое мышление. Выявлением и анализом структуры художественных способностей, занимался А.А.Мелик-Пашаев. Он выделяет три взаимозависящих уровня способностей: первый уровень (высший) проявление эстетического отношения к действительности; второй уровень заключается в процессе воплощения, в творческом акте, где воображение определяется ведущей творческой способностью; третий уровень состоит из конкретных специальных способностей к различным видам художественной деятельности, играющих исключительно служебную, а не основную роль (зрительная, моторная способность и т.д.). Следует отметить, что А.А. Мелик-Пашаев в своем труде не рассматривает значение и роль таких важных компонентов структуры художественных способностей, как образное мышление, функции сознания, познавательные способности личности, художественное мастерство и другие [107]. В психолого-педагогических исследованиях И.В. Страхова, Н.А. Селезневой, В.А. Мясниковой, Г. Петрова были выявлены уровни интеллектуально-волевого внимания склонных и не склонных к изобразительной деятельности обучающихся. Наблюдения велись при выполнении рисунка с натуры. Внимание учащихся, обладающих художественно-творческими способностями, характеризуется: гармоничным сочетанием целостного и дифференцирующего сосредоточения; гибким их соотношением в процессе работы; «сквозным» характером сосредоточения при целеустремленной поисковой его направленности; применением системы корректирующих действий в процессе работы; рациональным переключением внимания; предвидением 97 последующей работы, над рисунком; оптимальной динамикой внимания, в процессе первоначальной его настройки, его целеустремленностью в фазе предвнимания и последующей оперативной подвижностью. Для не склонных к рисованию испытуемых характерны: несогласованность проявлений целостного и дифференцирующего внимания; недостаточное развитие аналитико-синтети ческой основы сосредоточения на деталях и особенно общей структуры рисунка и натуры; преобладание локальной направленности внимания; сужение диапазона корректирующих операций при ограничении их функций и слабость включения коррекции в.систему графических действий. В другом исследовании предлагаются, следующие компоненты специальных способностей учителя изобразительного искусства: 1) перцептивные'способности, определяющие углубленное зрительное восприятие окружающей действительности; художественное видение тех закономерностей и индивидуальных особенностей, которые оказывают наибольшее эстетическое воздействие на автора; 2) зрительная память, способствующая-созданию ярких зрительных образов в сознании художника и помогающая;успешной трансформации их в художественный'образ в процессе дальнейшей работы над произведением; 3) художественно-образное мышление, определяющее аналитический отбор главного, наиболее характерного и типичного в разработке художественного образа; 4) творческое • воображение, обеспечивающее создание оригинальной, интерпретации объекта в • определенном-материале, построенное, на изменении и мысленном дополнении художественного произведения; 5) изобразительные способности (графические и живописные), определяющие практическое исполнение работы; передачу цветотональных отношений и конструктивных особенностей предметов изобразительными средствами [89]. В ходе анализа работ различных ученых мы пришли к выводу, что |