используется с целью направления поиска художественно-творческих решений студентов способностей. для выявления у них скрытых возможностей и вопросы могут быть основными, Контрольные дополнительными, уточняющими, наводящими и т.д. Применение метода контрольных творческих вопросов задач, создает положительный личность на эффект в решении направляет раскрытие творческого потенциала, выявляет и стимулирует развитие творческих способностей студентов. Метод просмотров практического контроля проходит в виде кафедральных кафедры. профессорско-преподавательским составом Просмотры организуются дважды в семестр (в середине контрольный и в конце семестра итоговый просмотры) на начальном этапе обучения. Контрольные, студентами. «срезовые», Преподаватели просмотры кафедры организуются высказывают совместно свое мнение со о положительных сторонах проекта, раскрывают недостатки, советуют, как исправить ошибки и достичь высокого качества выразительности работы. Метод практического контроля и кафедральных просмотров, коллективные обсуждения положительно влияют на рост развития способностей студентов к художественно-конструкторской деятельности. Немаловажное значение в развитии творческих способностей студентов имеет метод самоконтроля. Самостоятельное нахождение ошибок в процессе творческой деятельности как на занятиях под руководством преподавателя, так и в процессе самостоятельной работы способствует развитию творческих способностей студентов. Таким образом, мы рассмотрели основные принципы и методы обучения, которые в оптимальном сочетании с традиционными (лекции, семинары, практические, лабораторные занятия) и нетрадиционными мастерские, («Мастер-класс», экспериментально-творческие дополнительные занятия, консультации) формами учебной деятельности составляют сущность педагогических условий и в значительной степени 45 |
ской деятельности на занятиях декоративно-прикладным искусством) [160]; метод коллективного поиска (коллективный анализ решения поставленной перед группой студентов проблемы). Управление художественно-творческой деятельностью студентов на занятиях декоративно-прикладным искусством предполагает осуществление контроля для успешного усвоения студентами знаний, умений и навыков. Это способствует динамике роста, развития способностей к декоративноприкладной деятельности. Методами контроля являются способы, с помощью которых можно определить результативность деятельности и рост развития художественнотворческих способностей студентов на занятиях декоративно-прикладным искусством. Метод контрольных вопросов применяется не только с целью выявления знаний студентов в области декоративно-прикладной деятельности, так• же используется с целью направления поиска художественно-творческих решений студентов для выявления у них скрытых возможностей и способностей. Контрольные вопросы могут быть основными, дополнительными, уточняющими, наводящими и т.д. Применение метода контрольных,вопросов создает положительный эффект в решении творческих задач, направляет личность на раскрытие творческого потенциала, выявляет и стимулирует развитие художественно-творческих способностей студентов.. Метод практического контроля проходит в виде кафедральных просмотров профессорско-преподавательским составом кафедры. Просмотры организуются дважды в семестр (в середине контрольный и в конце семестра итоговый просмотры) на начальном этапе обучения декоративно прикладному искусству. На четвертом и^ пятом курсах обучениякафедральные просмотры проводятся ежемесячно в период подготовки и выполнения курсовой и дипломной работ. Контрольные, «срезовые», просмотры организуются, совместно со студентами. Преподаватели кафедры высказывают свое мнение о положительных сторонах курсового или дипломного проекта, рас49 крывают недостатки, советуют, как исправить ошибки и достичь высокого качества декоративной выразительности работы. Метод практического контроля и кафедральных просмотров, коллективные обсуждения положительно влияют на рост развития способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности. Немаловажное значение в развитии художественно-творческих способностей студентов имеет метод самоконтроля. Самостоятельное нахождение ошибок в процессе творческой деятельности как на занятиях декоративно-прикладным искусством под руководством преподавателя, так и в процессе самостоятельной работы способствует развитию способностей студентов. Таким образом, мы рассмотрели основные принципы и методы обучения, которые в оптимальном сочетании с традиционными (лекции, семинары, практические, лабораторные занятия) и нетрадиционными («Мастер-класс», экспериментально-творческие мастерские, дополнительные занятия, консультации) формами учебной деятельности составляют сущность" педагогических условий и в значительной степени влияют на динамику роста художественно-творческих способностей студентов. На основании выше сказанного можно сформулировать основные педагогические условия развиваюш;его обучения в системе профессиональной подготовки студентов ХГФ. Создание в вузах условий свободной реализации идей для развития способностей студента' необходимость сегодняшнего дня, диктуемая все возрастаюш,ими требованиями к качеству образования. Один из решающих компонентов таких условий заинтересованность в развитии способностей каждого студент, всех субъектов обучения в вузе. Важным условием развития художественно-творческих способностей студентов на занятиях декоративно-прикладной деятельностью является педагогическое мастерство художника-педагога, работающего со студентами согласно целостной методической системе обучения. От педагогического 50 |