различных цивилизациях, отдаленных друг от друга тысячелетиями: в усыпальнице Хеопса в Древнем Египте и в храме Парфенон в Древней Греции, в Баптистерии эпохи Возрождении в Пизе и в храме Покрова на Нерли, в Адмиралтействе Санкт-Петербурга и в ультрасовременных сооружениях Ле Корбюзье [24]. Идея модульности и поиск геометрических закономерностей характеризует многие теории формообразования, существовавшие в истории зодчества и искусства. Модульность формы, структуры в современном понимании это свойство, свидетельствующее о технологических особенностях формы, о наличии в её структуре повторяющихся элементов модулей геометрического, конструктивного или функционального типов. Чаще всего модулированные структуры удовлетворяют одновременно и техническим, и художественно-композиционным требованиям. Задачи данного типа можно подразделить на разновидности по геометрическим признакам, имея в виду, что объектами моделирования могут быть плоские и пространственные структуры, а также сферические, гиперболические и другие типы поверхностей [29]. Одним из основных направлений задач реальной формотворческой практики стала «конструктивная геометрия». В системе теории и методики формообразования в качестве научной основы внедряются новые фундаментальные геометрические идеи, в частности, проективография. Метод В.Н.Гамаюнов проективографии, автором это область которого является профессор графики, архитектурно-дизайнерской основанной на методах движений и зеркальных симметрии, направленной не только на отображение, но и на создание многовариантных формообразующих решений объекта, элементы которого были различным способом квантифицированы. Проективография позволяет осуществлять структурное пропорционирование пространства. Проективографические чертежи позволяют быстро, с «метрической достоверностью» выполнять макеты многообразных формообразований. 60 Этот графический метод |
57 область утончённой красоты. Её формулы выражают сложные соотношения чисел в определённой форме. Поэтому они могут быть красивы, или, как говорят математики, "изящны". [2] Процесс переориентации геометрических представлений в сфере искусства охватывает не только философское сознание, но и прагматическое мышление, связанное с задачами творческой практики формообразования. Произошли коренные изменения и в развитии теории и методологии этой проблематики. Они характеризуются отходом от классических традиций, от сложившейся системы критериев и принципов трактовки художественной композиции, и в то же время интенсивным освоением новых источников и средств формообразования, привлекаемых зачастую из-за пределов сферы собственно художественной деятельности. Наиболее результативными оказываются творческие поиски новых средств формообразования на стыке с математикой, с такими современными её направлениями, как проективная геометрия, комбинаторика, кристаллографическая геометрия, теория программирования и т.д. Главные движущие причины этого процесса кроются в специфике практических задач искусства (дизайна, архитектуры, декоративно-прикладного искусства). Специфику же сегодня определяет прежде всего проблема "технологичного формообразования", необходимость согласовывать методы формотворчества с требованиями индустриальной технологии производства, основанной на принципах стандартизации и унификации. Возникает новое отношение к геометрии, новое видение геометрических знаний в искусстве. Идея модульности и поиск геометрическ1их закономерностей характеризует многие теории формообразования, существовавшие в истории зодчества и искусства. Модульность формы, структуры в 58 современном понимании это свойство, свидетельствующее о технологических особенностях формы, о наличии в её структуре повторяющихся элементов модулей геометрического, конструктивного или функционального типов. Чаще всего модулированные структуры удовлетворяют одновременно и техническим, и художественно-композиционным требованиям. Задачи данного типа можно подразделить на разновидности по геометрическим признакам, имея в виду, что объектами моделирования могут быть плоские и пространственные структуры, а также сферические, гиперболические и другие типы поверхностей. [72] Одним из основных направлений задач реальной формотворческой практики стала "конструктивная геометрия". Речь идёт об отрасли геометрических знаний, очерченных содержанием современных "типичных" формотворческих задач дизайна. В системе теории и методики формообразования в качестве научной основы внедряются новые фундаментальные геометрические идеи. В контексте общенаучных тенденций развития геометрических знаний в ранг основополагающего принципа теории конструктивной геометрии и методологии формообразования введён принцип симметрии. На данный момент представление о столь важном понятии, как симметрия, сопряжено с колоссальным прогрессом естественно-научного знания. Симметрия рассматривается как "технологический" принцип искусства формообразования, причём принцип, в связи с которым выявляется существенно новое отношение к проблеме геометрии в искусстве, к понятию пространства и задачам изучения его свойств и закономерностей. [40] *^ Следует сказать, что истинная роль симметрии, как математического понятия, в науке стала по-настоящему проясняться только в |