таких запретов, находит остроумные применения различных групп симметрии, используя в качестве мотивов очертания животных и людей. Сам М.Эшер так откликнулся на внимание и предпочтение его творчества: «Внимание, которое вы по доброте своей оказали моим фантазиям, доказывает, хочется верить, что искусство и наука иногда могут соприкасаться, как кусочки мозаики, каковой, по сути, и является наша человеческая жизнь, и что такой контакт возможен по всей границе этих двух областей духа». Гравюры М.Эшера его работа над ними и наше долгое, вдумчивое, завораживающее их рассматривание и постижение это один из способов сохранить человеческую жизнь в самых невероятных условиях, полную поисков, страданий, горестей и свершений. В отличие от плоских мозаик М. Эшера проективографические построения пространственные. Проективографический метод формообразования уникален, поскольку программа сложна и количество моделей может быть беспредельно. Объектами отображения в проективографии являются самые разнообразные многогранники, а также их объединения и пересечения, образующие многогранные пространственные системы. Возможность увеличения числа плоскостей системы в проективографии позволяет моделировать тончайшие нюансы при переходе от грани к грани, вплоть до криволинейных. Произвольно выбирая плоскости системы и пересекая их друг с другом, можно приступать к произвольному процессу формообразования, подчиняясь только практическим намерениям, ведь в окружающем нас пространстве зашифровано геометрически неповторимое и неисчерпаемое богатство форм. А это открывает неисчерпаемые возможности для развития пластических искусств [25]. 67 |
75 логику исследователя, служат мостом между научным и художническим видением. Именно благодаря этой "мостостроительной" особенности его творчество и приобрело свою всемирную известность. Его работы с невероятной точностью передают идею черно-белой симметрии и антисимметрии. [27] Искусство заполнения плоскости повторяющимися узорами достигло своего наивысшего расцвета в тринадцатом веке в Испании, где мавры использовали все семнадцать групп симметрии в затейливых украшениях Альгамбры. Предпочтение, которое они отдавали абстрактным узорам, было обусловлено строгим соблюдением второй заповеди ("Не сотвори себе кумира"). В силу этой библейской заповеди (соответствующее высказывание есть и в Коране) древнееврейское и арабское искусство не знало изображений птиц и зверей, а тем более человека. М.Эшер, свободный от таких запретов, находит остроумные применения различных групп симметрии, используя в качестве мотивов очертания животных и людей. [38] Сам М.Эшер так откликнулся на внимание и предпочтение его творчества: «Внимание, которое вы по доброте своей оказали моим фантазиям, доказывает, хочется верить, что искусство и наука иногда могут соприкасаться, как кусочки мозаики, каковой, по сути, и является наша человеческая жизнь, и что такой контакт возможен по всей границе этих двух областей духа». Гравюры М.Эшера его работа над ними и наше долгое, вдумчивое, завораживающее их рассматривание и постижение это один из способов сохранить человеческую жизнь в самых невероятных условиях, полную поисков, страданий, горестей и свершений. В отличие от плоских мШаик М. Эшера проективографические построения пространственные. |