Первый этап был направлен на освоение теоретических аспектов, понятий, фактов и правил. Студенты знакомились с принципами формообразования по проектиовграфическим методикам, с особенностями зрительного восприятия предметов и физиологией зрения человека, изучали рельефно-объемные сочетания и контрасты, методы трансформации плоских элементов в объемные модели, приемы передачи объемной формы моделей, а также возможности макетных материалов и техник. Второй этап включал овладение методикой формообразования моделей, умениями организации рельефно-объемных масс в композиции, поиск оригинального решения, творческое видение натуры, усвоение приемов и способов передачи объемной формы в окружающей среде, приобретение навыков работы с макетными материалами и техниками. На этом этапе происходило закрепление приобретенных на первом этапе знаний и практических умений. Третий этап был направлен на развитие художественного мышления каждого студента, формирование у них способностей к анализу, сравнению и обобщению. На данном этапе важно было научить студента самостоятельно осуществлять творческую работу, изучать и проводить анализ объекта изображения, уметь выдвигать гипотезы композиционного и объемно-пространственного решения, строить план работы, формулировать техническое решение проблемы, проверять поставленную практически применять полученные знания. Результаты анкетирования и анализа результатов творческой гипотезу и деятельности студентов, проведенные на этом этапе исследования, стали контрольными для следующего, формирующего, этапа экспериментального исследования. На формирующем этапе была проведена опытно-экспериментальная деятельность по апробации методики обучения основам художественного конструирования (на примере проективографического формообразования), были проанализированы результаты исследования. 99 |
Первомайское) по специальности Моделирование-конструирование одежды. В'исследовании приняли^ участие 120 студентов. На первом этапе (2004-2005 гг.) разрабатывался научный аппарат исследования, осуществлялся анализ психолого-педагогической, методической И' философской литературы, специальной литературы по костюму, по народному декоративно-прикладному искусству. Проводился констатирующий эксперимент, результаты которого позволили выявить исходный уровень развития специальных способностей студентов и определить, содержательные и методические основы обучения декоративно-прикладной деятельности (на примере национального костюма карачаевцев и балкарцев). На втором этапе (2005-2007 гг.) опытно-экспериментальном разрабатывалось и корректировалось содержание программы «Основы изучения и моделирования национального костюма» с ориентацией на специальную подготовку художника-педагога по народному декоративно-прикладному искусству. В ходе формирующего эксперимента была проведена опытно экспериментальная деятельность по апробации методики обучения основам декоративно-прикладной деятельности, (на примере национального костюма карачаевцев и балкарцев), были проанализированы результаты исследова ния. Эксперимент проводился на базе ХГФ КЧ1?У им. У.Д. Алиева и в Профессиональном лицее № 2 (с. Первомайское). На.третьем этапе (2007—2008гг.) были проанализированы, обобщены и систематизированы результаты работы. Научная новизна исследования.заключаетсяв: постановке и научномобосновании проблемы, развития художественно-творческих способностей студентов средствами национального костюма; выявлении принципов и педагогических условий, обеспечивающих эффективность использования национального костюма как средства развития художественно-творческих способностей студентов. 9 исследования; написан основной текст 3.3. Сравнительный (контрольный) этап эксперимента Экспериментальное исследование проводилось с 2004 по 2008 гг. включительно. Исследование осуществлялась в три этапа, со студентами 4-5 курсов, обучающихся по специальностям 030800 — Изобразительное искусство, 030815 — Декоративно-прикладное искусство, и студентами 3 курса Профессионального лицея № 2 по специальности Моделированиеи эксперимен конструирование одежды. Были определены контрольная тальная группы (по три группы). Каждая группа состояла из 20 человек, веет го в эксперименте участвовало 120 человек. На первом этапе был разработан научный аппарат исследования, осуществлен анализ психолого-педагогической, методической и философской литературы, специальной литературы по костюму, по народному декоративно-прикладному искусству. Также на этом этапе был проведен констатирующий эксперимент, результаты которого позволили выявить исходный уровень развития специальных способностей студентов и определить содержательные и методические основы обучения декоративно-прикладной деятельности (на примере национального костюма карачаевцев и балкарцев). В констатирующем эксперименте принимали участие все группы студентов. Результаты анкетирования и анализа результатов творческой деятельности студентов, проведенные на этом этапе исследования, стали контрольными для следующего, формирз^ющего, этапа экспериментального исследования. На формирующем этапе была проведена опытно-экспериментальная деятельность по апробации методики обучения основам декоративно прикладной деятельности (на примере национального костюма карачаевцев и балкарцев), были проанализированы результаты исследования. Формирующий этап экспериментального исследования проводился с 125 |