Проверяемый текст
[стр. 98]

98 количеством затруднившихся определить свое отношение к казачьему движению.
Во многом это обусловлено нынешним состоянием казачьего движения.
Переход казачества на новый этап развития открыл иные возможности консолидации казачьей социальной общности и определил нишу, в которой будет развиваться потенциал казачества.
Деструктивные элементы в деятельности казачества заметно сократились, возросла его позитивная роль, наметился поворот к конструктивному сотрудничеству казачества с органами государственной власти и муниципального управления.
Вместе с тем отмеченные положительные сдвиги не могли за столь небольшой промежуток времени привести к кардинальному изменению российского казачества, которое продолжает оставаться многокомпонентной социальной общностью, разнотипные части которой не систематизированы, разобщены, не имеют консолидирующей идеологии и единых органов управления.
Обращает на себя внимание существенное различие отношения к возрождению казачества в его нынешнем виде среди казаков и не считающих себя казаками.
Так, представители неказачьего населения в два раза реже поддерживают нынешние формы возрождения казачества, чем казаки.

2.2.
Важнейшие функции и качества казачьих общественных объединений в системе поддержания порядка в современном российском обществе Современное российское казачество с принятием 5 декабря 2005 г.
Федерального закона «О государственной службе российского казачества» переживает новый этап своего развития.

Важным штрихом в политическом портрете российского казачества является отношение казаков к созданию Государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации, представляющего собой информационный ресурс, содержащий сведения о
[стр. 1]

СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ КАЗАЧЕСТВО: ПОЛИТИЧЕСКИЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ; АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА I.
Современное российское казачество: политический, социальный, экономический портрет; анализ тенденций и прогноз развития государственной службы российского казачества Аналитическая записка В июле 2008 г.
впервые проведен общероссийский выборочный социологический опрос населения и экспертов, целью которого было изучение российского казачества как особой социальной общности.
Объект исследования население регионов с компактным проживанием казачества.
Предмет исследования процесс формирования и развития современного российского казачества как специфической части гражданского общества.
Основные методы исследования.
1.
Массовый опрос населения.
Методом формализованного интервью было опрошено 1008 человек в возрасте от 18 лет и старше в 5 субъектах Российской Федерации с компактным проживанием казачества: Краснодарском, Ставропольском краях, Волгоградской, Ростовской, Читинской областях в 16 городах и 21 сельском населенном пункте.
2.
Экспертный опрос.
В качестве экспертов методом формализованного интервью опрашивались атаманы казачьих об­ществ и общественных организаций.
Основные задачи исследования: анализ масштаба явления (оценка общей численности российского казачества как организован­ного движения и субэтносов народов, населяющих Российскую Федерацию); изучение политической составляющей российского казачества (отношение казаков к органам государственной власти и местного самоуправления, к государственному реестру казачьих обществ в Российской Федерации и государственной службе российского казачества, электоральных предпочтений и т.д.); исследование социальной составляющей российского казачества (половозрастной структуры казачества, социальной мотивации участия в казачьем движении, образовательного уровня, рода основной деятельности казаков и т.д.); анализ видов экономической деятельности казачьих организаций и образованных ими предприятий, экономических проблем казачьего движения; анализ тенденций и прогноз развития государственной службы российского казачества.
Оценка общей численности российского казачества Современное российское казачество – многокомпонентная структура, включающая в себя разнородные элементы, к которым относятся: представители разных топоэтнических и конфессиональных групп; прямые потомки казаков, служившие Российской Империи и/или Советскому государству; граждане, идентифицирующие себя с казачеством из романтических, патриотических, экономических, политико-карьерных соображений; члены казачьих обществ, внесенных в государственный реестр; члены казачьих общественных объединений; члены традиционных объединений казаков (например, казаки-некрасовцы); члены неформальных общественных объединений; граждане, идентифицирующие себя с казачеством, но не вовлеченные в казачье движение.
Из-за отсутствия официально верифицируемых критериев идентификации казачества как сословия, нации, этноса или другой социальной группы современное казачество определяется на основе различных критериев, самостоятельно сформулированных субъектами внешней идентификации или самоидентификации, что существенно осложняет проблему определения численности казачества.
Как следствие этого, все попытки определения численности казачества, даже в рамках отдельной территории, представляют собой широкий веер сильно расходящихся значений.
Осуществление подобной оценки затрудняется также отсутствием в массовом сознании единого критерия идентификации и самоидентификации.
Это делает метод самоидентификации весьма ненадежной основой для определения численности российского казачества.
Тем не менее, в ходе массового опроса населению задавался вопрос о принадлежности к казачеству, на который было получено следующее распределение ответов.
Полученные данные свидетельствуют главным образом о том, что казачья самоидентификация прочно вошла в общественное и личностное сознание населения.
Как распределились предложенные критерии идентификации себя в казачьем качестве, показывает.
Полученные результаты показывают, что более половины опрошенных идентифициовали себя в качестве казаков на основе происхождения.
При этом следует иметь в виду, что один и тот же человек мог идентифицировать себя по нескольким критериям, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов ответа.
При определении общей численности российского казачества как организованного движения су­ществует возможность исходить из более или менее определенной основы, в качестве которой может выступать число внесенных в государственный реестр членов казачьих обществ.
Согласно Справке к Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на сегодняшний день в государственном реестре более 740 тысяч казаков.
По информации Минрегиона России в Российской Федерации около 90% казаков состоят в казачьих обществах и около 9% находятся в общественных объединениях казачества.
Около 1% казаков входит в различного рода объединения казачества от военно-исторических клубов до незарегистрированных национально-культурных автономий.
Эти сведения позволяют определить общую численность организованной части российского каза­чества, которая по нашим подсчетам составляет примерно 850 тысяч человек.
Общую численность российского казачества как субэтносов народов, населяющих Российскую Федерацию, можно определить, опираясь на общую численность организованной части казачества и данные проведенного опроса.
По результатам опроса 41,7% относящих себя к казакам респондентов входят в какую-либо казачью организацию.
В соответствии с этими данными общая численность российского казачества как субэтносов народов, населяющих Российскую Федерацию, составляет примерно чуть более 2 млн.
человек.
Полученный результат совпадает с расчетом потенциальной численности казачества юристами (2 млн.
человек) и значительно отличается от расчетов антропологов (5 млн.
человек) и историков (4,5 млн.
человек).
По результатам опроса организованная часть казачества имеет значительный ресурс для своего пополнения, поскольку треть не состоящих в каком-либо казачьем объединении казаков хотели бы вступить в казачью организацию, а 11,2% изъявили твердое намерение примкнуть к организованной части казачества.
Следует отметить, что по результатам опроса более трети желающих вступить в казачьи организации стремятся стать членами реестрового казачьего общества (34,3%), в то время как более половины (58,8%) хотели бы вступить в общественное объединение казачества.
Это говорит о том, что общественные казачьи формирования на сегодняшний день представляют реальную альтернативу реестровому казачеству.
В связи с этим проблему налаживания конструктивного взаимодействия с общественными объединениями казачества следует рассматривать как значимый аспект развития казачьего движения.
Социальный портрет казачества по результатам исследования предстает в следующем виде.
Женщин, идентифицирующих себя с казачеством, в полтора раза меньше, чем мужчин.
По возрасту среди считающих себя казаками на 4,3% больше людей среднего возраста (от 30 до 49 лет) и на 5,3% меньше молодежи (до 30 лет), чем среди остального населения.
Средний возраст атаманов 47 лет.
По образовательному уровню среди казаков на 3% меньше людей с высшим и неполным высшим обра­зованием и на 2,9% больше имеющих среднее профессиональное образование.
Иными словами, между казаками и неказачьим населением по возрасту и уровню образования значимого различия не наблюдается.
Не выявлено заметных различий между казаками и остальным населением и по оценке своего материального положения.
По роду занятий казаки представлены во всех профессиональных группах, причем в большинстве групп в равной степени с остальным населением.
Значимое различие наблюдается только в одной профессиональной группе.
Среди казаков на 6,3% больше работников сельского хозяйства и фермеров.
Доля горожан выше среди неказачьего населения больше в 1,7 раза.
Однако и среди казаков 53,6% составляют горожане.
Казаки несколько более религиозны, чем неказачье население.
Среди них не только больше верующих, но и в два раза больше соблюдающих религиозные обряды, чем среди остального населения, а число равнодушных к религии в два раза меньше.
В то же время каждый пятый казак не относит себя к верующим, что свидетельствует о том, что религиозность не является неотъемлемым атрибутом современного российского казачества.
Анализ социальной мотивации участия в казачьем движении показывает, что ведущим мотивом вхождения в казачьи организации является потомственная принадлежность к казачеству (52%).
В то же время зна­чительное число опрошенных указали такие мотивы, как стремление активно участвовать в воссоздании казачьих традиций (32,0%) и казачьей службы (26,1%).
Учитывая, что по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов ответа, выбор первого мотива не исключал осознанной ориентации на стратегические цели возрождения казачества.
Менее значимыми оказались мотивы, лежащие вне сферы данных целей.
Таблица 1.
Мотивация участия в казачьем движении.
(Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов.
Данные приведены от количества состоящих в каком-либо казачьем объединении.).
Потомственная принадлежность к казачеству Стремление активно участвовать в воссоздании казачьих традиций Стремление возродить казачью службу, отношения между казаками (казачье братство) Желание навести порядок в своем населенном пункте Вера в то, что с развитием казачьего движения положение казаков улучшится Влияние родственников, друзей Затруднились ответить 52,9 32,0 26,1 24,2 21,6 7,8 3,3 По стажу пребывания в казачьих организациях между рядовыми казаками и атаманами наблюдается значительное различие.
Большинство атаманов (46,2%) пришли в казачье движение в начале 90-х годов, тогда как более половины рядовых казаков влились в движение в основном в течение последних восьми лет.
Причем приток членов казачьих организаций с 2006 г.
равен количеству вступивших в казачьи общества с 2001 по 2005 гг.
(26,1% и 26,8% соответственно).
Самоидентификация казачества как социальной общности Одной из проблем казачьего возрождения, по которым не прекращаются споры, является вопрос о социальном статусе казачества: являются ли казаки народом, сословием или внеэтническим добровольным сообществом.
Результаты исследования показывают, что внутри казачьего движения наметилось расхождение по данному вопросу.
Так, большинство атаманов (73,1%) считают казачество народом, тогда как среди рядовых казаков такой точки зрения придерживаются 25,9% опрошенных.
Анализ показывает, что чаще высказывают такую точку зрения сельские жители и молодежь.
В региональном разрезе эта идея наиболее популярна у казачества Краснодарского края.
Рядовые казаки склонны рассматривать казачество не как этническую общность, а как многона­циональное братство людей, имеющих общую историю и традицию (36,7%), причем их мнение по этому вопросу совпадает с точкой зрения неказачьего населения.
Вторую по количеству ответивших позицию у всех категорий опрошенных занимает точка зрения, согласно которой современное казачество представляет собой категорию граждан России, исполняющих государственную казачью службу.
Это свидетельствует о том, что несение государственной казачьей службы становится важным идентификационным признаком казачества не только для государственных органов, но и для самих казаков.
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что значительная часть казачьего населения не склонна выдвигать на первый план этнический критерий идентификации казачества.
Отношение к казачьему движению и возрождению казачества Результаты исследования показали, что современное казачество, прошедшее непростой путь первоначального становления, получило признание в общественном сознании населения как значимая со­циальная группа современного общества.
Об этом свидетельствует преобладание положительного отношения к казачьему движению.
Положительный эмоциональный настрой в отношении казачьего движения преобладает и среди неказачьего населения.
Выявленная симпатия к казачьему движению накладывает определенный отпечаток на результаты исследования и должна учитываться при их интерпретации.
Более сдержанно оценивается возрождение казачества в том виде, в котором оно происходит.
Если положительное отношение к казачьему движению как к общественному явлению высказали три четверти населения, то возрождение казачества в его нынешнем виде поддерживает уже половина опрошенных, а каждый восьмой респондент практически ничего не знает о его сегодняшнем состоянии, что коррелирует с количеством затруднившихся определить свое отношение к казачьему движению.
Во многом это обусловлено нынешним состоянием казачьего движения.
Переход казачества на новый этап развития открыл иные возможности консолидации казачьей социальной общности и определил нишу, в которой будет развиваться потенциал казачества.
Деструктивные элементы в деятельности казачества заметно сократились, возросла его позитивная роль, наметился поворот к конструктивному сотрудничеству казачества с органами государственной власти и муниципального управления.
Вместе с тем отмеченные положительные сдвиги не могли за столь небольшой промежуток времени привести к кардинальному изменению российского казачества, которое продолжает оставаться многокомпонентной социальной общностью, разнотипные части которой не систематизированы, разобщены, не имеют консолидирующей идеологии и единых органов управления.
Обращает на себя внимание существенное различие отношения к возрождению казачества в его нынешнем виде среди казаков и не считающих себя казаками.
Так, представители неказачьего населения в два раза реже поддерживают нынешние формы возрождения казачества, чем казаки.

Такое отношение положительно настроенной к казачьему движению части населения свидетельствует о наличии определенных проблем в процессе формирования казачества как социальной общно­сти.
В связи с этим следует более детально проанализировать, какие формы проявления современного казачества вызывают неприятие неказачьего населения, для того чтобы руководители казачьего движения и представители органов власти, взаимодействующие с казачеством, могли направить усилия на нивелирование этих проявлений.
Отношение населения к казачеству во многом определяется представлением о том, решение каких общественно важных проблем способно взять на себя казачье движение.
В связи с этим респондентам было предложено оценить роль казачества в решении таких задач, как охрана государственных гра­ниц, решение межнациональных конфликтов, патриотическое воспитание и подготовка призывников, военно-спортивная работа с молодежью, сохранение культурных и духовных традиций.
По итогам опро­са было получено следующее распределение ответов.
Таблица 2.
Какую роль, на Ваш взгляд, играет казачество в решении следующих задач: Виды задач Очень большую Не очень большую Совсем никакой Затруднились ответить В охране государственных границ 21,0 35,6 24,7 18,7 В решении межнациональных конфликтов 21,7 34,5 24,6 19,2 В патриотическом воспитании и подготовке призывников 36,1 37,7 12,1 14,1 В военно-спортивной работе с молодежью 32,6 37,7 13,8 15,9 В сохранении культурных и духовных традиций 49,1 32,1 7,3 11,5 Для определения представления населения о приоритетных направлениях деятельности современного казачества был произведен расчет индекса роли казачества в решении указанных задач.
В соответствии с произведенными расчетами получена следующая оценка.
Таблица 3.
Индекс роли казачества в решении следующих задач Виды задач Значение индекса Сохранение культурных и духовных традиций 4,21 Патриотическое воспитание и подготовка призывников 3,92 Военно-спортивная работа с молодежью 3,84 Решение межнациональных конфликтов 3,45 Охрана государственных границ 3,43 Таким образом, приоритетной задачей казачьего движения с точки зрения населения является сохранение культурных и духовных традиций казачества, затем следуют патриотическое воспитание и подготовка призывников и военно-спортивная работа с молодежью, причем мнения как казачьего, так и неказачьего населения по данному вопросу совпадают.
Эту позицию разделяют и атаманы, по мнению которых основными задачами возрождающегося казачества являются, прежде всего, сохранение казачьей самобытности и культуры и военно-патриотическое воспитание молодежи.
Эти позиции заняли лидирующее положение (71,2% и 70,2% опрошенных соответственно) при ответе на вопрос «В чем Вы видите основное предназначение казачества?» Таким образом, по вопросу об основных целях казачьего движения наблюдается единство как «изнутри» (казаки и атаманы), так и «снаружи» (неказачье население) казачьего сообщества Оценка деятельности казачьих организаций Важную роль в формировании мнения о современном казачестве играет оценка деятельности его организованной части, т.е.
казачьих обществ.
Результаты исследования показали, что население в целом положительно оценивает деятельность казачьих организаций.
Более высокую оценку дают казаки и сельские жители, но и среди не казаков положительная оценка деятельности местных казачьих организаций в два раза превышает отрицательную.
В то же время более трети не относящих себя к казачеству респондентов не смогли определить своего отношения к их деятельности.
Во многом это определяется слабой осведомленностью неказачьего и части казачьего населения о деятельности казачьих организаций.
Результаты опроса показали, что половина неказачьего населения плохо представляет, чем занимаются местные казачьи организации.
Учитывая, что опрос проводился в регионах компактного проживания казачества с многочисленными казачьими организациями, неинформированность значительной части населения об их деятельности свидетельствует, что казачьи объединения развиваются в основном как «полузакрытые» организации, в большей мере сосредоточенные на решении своих внутренних проблем.
В то же время тот факт, что почти половина не имеющих отношения к казачеству жителей в той или иной мере знают о деятельности казачьих организаций, свидетельствует, с одной стороны, о проявлении интереса к казачьему движению, а с другой об активности казачьих организаций.
Вместе с тем, результаты исследования свидетельствуют, что в отношении неказачьего населения к казачьим обществам наблюдается определенное противоречие, заключающееся в том, что симпатия к казачьему движению и положительная оценка деятельности казачьих организаций сочетается с тем, что негативная оценка авторитета казачьих организаций у населения преобладает над положительной.
Выявленное противоречие свидетельствует о необходимости более глубокого изучения его причин, и, в частности, выяснения факторов, снижающих авторитет казачьих организаций в глазах населения.
При этом почти две трети представителей неказачьего населения считают, что казачьи общества способны содействовать укреплению порядка и безопасности в местах их проживания.
Немаловажное влияние на формирование такого мнения могла оказать деятельность муниципальных казачьих дружин в тех местах, где они уже созданы.
Отношение к органам государственной власти и местного самоуправления Результаты исследования свидетельствуют, что на сегодняшнем этапе своего развития большая часть казачества позитивно настроена по отношению к властям всех уровней.
Так, казаки высказывают высокую степень доверия Президенту и Правительству России (70,0% и 58,9% соответственно), превышающую уровень доверия неказачьего населения.
Положительно оценивается деятельность региональной администрации и органов местного самоуправления.
Результаты опроса показывают, что деятельность органов государственной власти и муниципаль­ного управления оценивается казаками столь же высоко, как и деятельность руководителей казачьего движения.
Отсутствие значимого различия в оценке казаками деятельности органов власти и руководителей казачьего движения обусловлено активизацией государственной политики в отношении казачества и является основой для дальнейшего развития конструктивного взаимодействия между властями и казачьим сообществом.
Вместе с тем, следует иметь в виду, что высокий уровень лояльности казачьего населения по отношению к органам государственной власти и местного самоуправления, выявленный в результате проведенного опроса, связан не в последнюю очередь с тем, что исследование проводилось в основном в регионах, власти которых уделяют значительное внимание казачьему движению.
Налаживание конструктивного взаимодействия является предпочтительным сценарием развития взаимо­отношения властей и казачьего сообщества, поскольку казачество является организованным слоем современного общества с достаточно высоким уровнем протестной активности, о чем свидетельствует.
Электоральные предпочтения Результаты опроса показывают, что электоральные установки казачества практически не отличаются от электоральных ориентаций неказачьего населения.
Казаки, как и большинство россиян, являются сторонниками «Единой России», связывая с ней надежды на защиту своих интересов.
Об этом свиде­тельствует распределение ответов на следующий вопрос.
Таблица 4.
Какая из политических партий, по Вашему мнению, стремится защищать интересы таких людей, как Вы? Политическая партия Весь массив Казаки Не казаки Аграрная партия России 2,7 5,0 1,5 «Единая Россия» 35,9 38,8 34,4 КПРФ 8,9 9,9 8,4 ЛДПР 7,0 5,0 8,1 «Справедливая Россия» 4,0 3,2 4,4 «Союз правых сил» 1,0 1,7 0,6 «Яблоко» 0,9 0,6 1,1 Другая партия 0,5 1,5 Ни одна из партий 25,7 21,6 27,8 Затруднились ответить 13,4 12,7 13,7 Отношение к крупному частному землевладению Вопрос об отношении к крупному частному землевладению был задан населению и атаманам в связи с тем, что земледелие исторически являлось традиционной формой хозяйствования казачества, а вопрос о землевладении и землепользовании одним из самых острых для казачества.
По результатам опроса более половины казаков положительно отнеслись к крупной частной собственности на земли сельско­хозяйственного назначения.
Позиция казаков по этому вопросу значительно отличается от мнения неказачьего населения и еще больше от мнения атаманов по данному вопросу (диаграмма 18).
Наиболее активными сторонниками крупного землевладения являются сельские казаки (58,5% опрошенных).
Такое отношение к крупной частной собственности на землю со стороны казачьего населения является, скорее всего, отражением конфликта между казаками-сельхозпроизводителями, требующими передачи земли в собственность, и казачьими обществами, обладающими юридическим правом пользования землей, но не обрабатывающими ее.
Так, размеры невостребованных казачьими обществами земель специально для них созданного целевого земельного фонда в Ростовской области составляют 14497 га (38%).
Отношение к государственному реестру казачьих обществ и государственной службе казачества Важным штрихом в политическом портрете российского казачества является отношение казаков к созданию государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации, представляющего собой информационный ресурс, содержащий сведения о казачьих обществах.
Государственный реестр создавался в целях придания организованного характера движению за возрождение казачества и означал признание со стороны государства казачества как новой социальной общности.
Результаты опроса зафиксировали преобладание положительного отношения казачества к созданию государственного реестра.
Об этом свидетельствует распределение ответов казаков на вопрос об их отношении к государственному реестру казачьих обществ.
Анализ состава не знающих о существовании реестра казаков свидетельствует о наличии в казачьем населении группы, практически не включенной в казачье движение.
Это, прежде всего, женщины и не входящие в казачьи организации мужчины.
Формирование и развитие казачества как особой социальной общности требует поиска форм включения этой части казачьего населения в данный процесс.
Современное российское казачество с принятием 5 декабря 2005 г.
Федерального закона «О государственной службе российского казачества» переживает новый этап своего развития.

Результаты исследования показывают высокую оценку влияния этого закона на развитие казачьего движения как населением, так и атаманами, о чем свидетельствует распределение ответов населения и экспертов об этом законе.
Значительная часть членов казачьих обществ, включенных в государственный реестр, уже приняла на себя обязательства по несению государственной и иной службы казачества.
Результаты исследования свидетельствуют о наличии немалого резерва для дальнейшей активизации процесса развития государственной службы российского казачества.
Так, более двух третей казаков, являющихся членами различ­ных казачьих организаций и не состоящих на государственной казачьей службе, хотели бы принять на себя обязанности по ее несению.
В качестве предпочтительных для себя видов государственной казачьей службы, желающие приступить к ее несению назвали помощь в охране общественного порядка (42,9%), военно-патриотическое воспитание призывников, вневойсковую подготовку членов казачьих обществ(41,9%) и охрану государственной границы (37,1%).
При этом производство, поставку и закупку сельхозпродукции для федеральных и региональных нужд избрали в качестве предпочтительного вида государственной казачьей службы 15,2% казаков, хотя именно земледелие относится к традиционным формам хозяйствования казачества.
Эти же виды государственной службы казачества, как указали атаманы, являются наиболее разви­тыми в их регионах (таблица 5).
Анализ данных таблицы показывает, что на современном этапе развития государственной и иной службы казачества преимущество получили охранные виды деятельности и военно-патриотическое воспитание призывников, в то время как производство, поставка и закупка сельхозпродукции для федеральных и региональных нужд занимает последнее место в рейтинге развития видов государственной службы казачества.
Такая ситуация требует более детального анализа, так как противоречит декларируемой казачеством приверженности к традиционным казачьим формам хозяйствования, например земледелию и животноводству.
Следует учитывать также тот факт, что по результатам опроса среди предприятий, организованных казачьими обществами, большая часть занимается именно производством сельскохозяйственной продукции.
В то же время развитие государственной и иной службы казачества с неизбежностью приведет и уже приводит к появлению новых традиций, более органично вписывающихся в современные социальные реалии.
Таблица 5.
Какие виды государственной службы казачества наиболее развиты в Вашем регионе? (Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов.
Данные приведены в порядке убывания количества ответственных).
Помощь милиции в охране общественного порядка 80,8 Военно-патриотическое воспитание призывников и вневойсковая подготовка членов казачьих обществ 54,8 Охрана лесов, водного хозяйства 14,4 Охрана государственной границы 11,5 Борьба с терроризмом 7,7 Производство, поставка и закупка сельхозпродукции для федеральных и региональных нужд 6,7 Другое 1,9 Затруднились ответить 3,8 В ходе экспертного опроса атаманам было предложено оценить, представляет ли этот закон возможность полноценного несения членами казачьих обществ государственной службы.
В результате было получено следующее распределение ответов.
Наличие значительного количества отрицательных ответов (более трети опрошенных) свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования законодательной базы, обеспечивающей полноценное несение членами казачьих обществ государственной и иной службы казачества.
Принятие закона «О государственной службе российского казачества» открывает возможность включения казачества в государственный механизм и превращения его в специфический государственно-общественный институт.
Как показывают результаты опроса, перспективы государственного становления казачества не вызывают сомнения и у самого казачества.
Об этом свидетельствует распределение ответов экспертов на вопрос о дальнейших перспективах казачьего движения (таблица 6) Таблица 6.
Мнение атаманов о перспективах казачьего движения.
Объединение реестровых казаков и общественников в единую организацию и ее встраивание в систему государственных органов 72,1 Сохранение разделения казачьего движения на реестровых казаков и общественников 12,5 Превращение движения в объединения, ставящие своей целью преимущественно сохранение культурных традиций казачества 11,5 Другое 1,9 Затруднились ответить 2,0 В целях становления и развития государственной службы казачества региональные и местные орга­ны власти разрабатывают и реализуют региональные и муниципальные программы ее поддержки и развития.
Атаманы в целом положительно оценивают способность этих программ решать проблемы казачества.
В то же время треть опрошенных не разделяет эту позицию.
Скептическое отношение части атаманов к возможности региональных и муниципальных программ поддержки и развития государственной службы казачества решать его проблемы обусловлено степенью реализации этих программ, которые, по мнению большинства атаманов, выполняются частично или совсем не выполняются.
Результаты исследования показывают, что, несмотря на поворот казачества к огосударствлению, в его сознании сохраняется приверженность некоторым идеям, популярным на начальных этапах его развития, в частности, идее создания казачьих административно-территориальных образований.
Среди атаманов эту идею поддерживают 79,8% опрошенных, тогда как неказачье население относится к идее создания казачьих областей (районов) отрицательно.
Успешное продвижение по пути государственного становления потребует от казачества отказа от этой идеи как противоречащей его новому статусу.
Роль казачьих организаций в системе местного самоуправления Результаты опроса свидетельствуют о формировании партнерских отношений между казачьими организациями и органами местного самоуправления.
Это подтверждается положительной оценкой атаманами взаимоотношений между казачьими обществами и муниципальными властями.
Органы местной власти, со своей стороны, проявляют, по мнению атаманов, заинтересованность в сотрудничестве с казачьими организациями.
Вместе с тем, несмотря на складывающиеся конструктивные отношения между казачьими организациями и органами муниципального управления, казачество склонно поддерживать идею возрождения казачьего самоуправления, тогда как неказачье население относится к возможности установления казачьего самоуправления отрицательно, причем не только в городе, но и в сельских районах.
В связи с этим возможность возрождения казачьего самоуправления в полном объеме представляется весьма проблематичной, что не исключает использование его отдельных элементов в районах компактного проживания казачества.
Оценка правового положения казачества Содержание процесса возрождения и развития российского казачества, тенденции роста казачьих обществ находятся в прямой зависимости от состояния правовых основ возрождения и деятельности казачьих обществ.
Одной из задач проведенного исследования было выяснение мнения казаков о соответствии правовых основ деятельности казачьих объединений потребностям развития казачества, его более активного вовлечения в социально-политические реформы государства и развитие гражданского общества в России.
Анализ результатов экспертного опроса атаманов казачьих обществ и общественных организа­ций позволяет сделать вывод о положительном сдвиге в формировании правового поля деятельности казачьих организаций.
Об этом свидетельствует такой факт: более половины опрошенных экспертов считают, что правовое положение казачества за последние годы улучшилось.
В то же время значительная часть экспертов (39,4%) не считают, что правовое положение казачества изменилось в лучшую сторону.
Значительное количество негативных оценок динамики правового положения казачества связано, главным образом со степенью реализации принятых законодательных актов.
Большая часть атаманов (60,6%) считает, что законы, регламентирующие деятельность казачества, в основном не исполняются.
Основной причиной неисполнения принятых законодательных актов является, по мнению экспертов, отсутствие механизма реализации законов и ответственности должностных лиц за их неисполнение.
Таблица 7.
Мнение экспертов о причинах неисполнения законов, регламентирующих деятельность казачества (Сумма от­ветов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов.
Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.).
Отсутствуют механизмы реализации законов 52,9 Должностные лица не несут ответственности за неисполнение законов 41,3 Законы не соответствуют условиям реальной жизни 27,9 Казаки слабо информированы о принятых законах 16,3 Другое 1,9 Анализ факторов, сдерживающих процесс развития казачества, показывает, что большинство экс­пертов выдвигает на первый план такие факторы, как недостаточная помощь со стороны властей (67,3%) и неразвитость законодательной базы (56,7%), то есть факторы, лежащие вне казачьего движения и не зависящие от него.
В то же время проблемы самого казачества, такие как утрата казаками традиционного уклада жизни и обычаев, амбиции лидеров казачьих объединений и слабая организованность каза­ков, назывались в качестве причин, мешающих развитию казачьего движения, значительно реже.
Таблица 8.
Что, на Ваш взгляд, мешает возрождению казачества? (Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опро­са можно было выбрать несколько вариантов.
Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.).
Отсутствие потребности у властей в этом процессе 67,3 Неразвитость законодательной базы 56,7 Утрата казаками традиционного уклада жизни и обычаев 34,6 Амбиции лидеров казачьих объединений 30,8 Слабая организованность казаков 24,0 Другое 1,9 Затруднились ответить В соответствии с этим и меры, предпринимаемые государством в целях поддержки возрождения и развития казачьего движения, были признаны экспертами в основном недостаточными.
Если суммировать положительные и отрицательные оценки, то получится следующая картина.
Таблица 9.
Достаточность мер, принимаемые государством в целях поддержки возрождения и развития казачьего движения.
Мера Положительные оценки Отрицательные оценки Содействие сохранению культуры и традиций казачества 49,1 45,2 Поддержка казачьих обществ и общественных объединений 36,6 57,7 Принятие нормативно-правовых актов (законов, указов, программ и т.д.) 36,6 57,7 Предоставление льгот 24,0 70,1 Содействие в развитии традиционных казачьих форм хозяйствования (сельское хозяйство, животноводство) 25,0 71,1 Экономические проблемы казачьего движения Восстановление и развитие экономических основ жизнедеятельности казачества является одной из наиболее сложных проблем казачьего движения.
Решение этой проблемы осложняется необходимостью найти оптимальное сочетание традиционных и новых форм хозяйствования.
На сегодняшний день такого сочетания пока не найдено, что негативно отражается на реализации экономического потенциала казачьего движения, который, по мнению подавляющего большинства атаманов, практически не реализован.
Основные причины этого кроются, по мнению большинства опрошенных, в недостаточном финан­сировании со стороны государства (58,7%) и в законодательной неурегулированности многих вопросов хозяйственной деятельности казачьих обществ и организованных ими предприятий (55,8%).
В то же время, отвечая на вопрос о приоритетных направлениях государственного финансирова­ния, атаманы на первое место поставили не поддержку казачьих предприятий, а функционирование кадетских казачьих корпусов, проявляя тем самым заботу о будущем казачьего движения (диаграмма 32).
Анализируя экономические проблемы казачьего движения, следует отметить, что основы для раз­вития его экономического потенциала заложены.
Более трети опрошенных атаманов (34,6%) отметили, что их организации имеют закрепленную за ними землю, а более половины (51,9%) указали на наличие предприятий, организованных казачьими обществами.
По данным опроса, основными видами деятельности казачьих обществ являются охранная деятельность и обеспечение безопасности.
На это указали 61,5% ответивших на вопрос о видах экономической деятельности, которыми занимается их казачья организация.
Значительно меньшее количество ответивших (27,5%) отметили производство сельскохозяйственной продукции (выращивание зерновых и животноводство).
Следует иметь в виду, что по методике опроса респонденты самостоятельно, т.е.
без подсказки соци­ологов, указывали вид деятельности своих казачьих организаций и организованных ими предприятий.
Теми же видами деятельности занимаются и казачьи предприятия.
Но при этом большая часть из них (62,2%), по данным опроса, производит сельскохозяйственную продукцию, а охранной деятельно­стью занимаются 21,5%, кроме того, 8,9% ответивших на данный вопрос указали торговлю.
Результаты исследования свидетельствуют, что экономическая активность казачьего и неказачьего населения не имеет значительных отличий.
Так, среди казаков примерно такое же количество не имеющих работы, как и среди остального населения.
Примерно одинакова и степень адаптации казачьего и неказачьего населения к рыночным условиям, что отражается в таблице 10.
Таблица 10.
Что бы Вы предпочли, если бы могли выбирать? Предпочтение Весь массив Казаки Не казаки Небольшой, но постоянный заработок и уверенность в завтрашнем дне 54,9 57,4 53,5 Хороший заработок сейчас, пусть даже с риском неудач в будущем 26,5 25,7 26,9 Затруднились ответить 18,6 16,9 19,6 Как показывает анализ таблицы, предпринимательский резерв составляет четверть опрошенных, как среди казаков, так и среди остального населения.
Основные выводы Масштаб изучаемого явления современного российского казачества довольно значителен, как по числу членов различных казачьих организаций, так и по численности людей, идентифицирующих себя с казачеством.
Таким образом, в современных условиях казачество представляет собой большую социальную силу, потенциал которой достаточно велик.
Анализ свидетельствует также о существенном изменении качественного состава казачьего движения, которое выражается в значительном росте численности членов казачьих обществ, включенных в государственный реестр (со 113,4 тыс.
чел.
в 1995 г.
до 740 тыс.
в настоящее время).
Такое изменение качественного состава казачества свидетельствует о развитии процесса институализации казачьего движения.
В то же время значительная часть (около 60%) казачьего населения не входит ни в какие казачьи организации.
Это свидетельствует о наличии резерва для дальнейшего роста организованной части казачьего движения.
Вместе с тем, сложившаяся ситуация ставит вопрос о необходимости поиска форм взаимодействия казачьих организаций с этой частью казачьего населения для учета его интересов при решении вопросов местного значения.
2.
Качественные характеристики казачьего движения и степень его институализации во многом зависят от состояния взаимоотношений казачества и власти.
Современный этап развития казачества характеризуется постепенной гармонизацией взаимодействия казачьих организаций с федеральными, региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления, его направлением в русло конструктивного сотрудничества.
Вместе с тем, развитие наметившегося социального партнерства предполагает не только активизацию внимания государства к проблемам казачества, но и самостоятельное развитие казачьими объединениями экономических, социокультурных, военно-патриотических и иных основ жизнедеятельности.
3.
Возрождение казачества на начальных этапах происходило под знаком абсолютизации прошлого опыта, который являлся фундаментом единого для всего казачества мироощущения.
Стремление казачества к выполнению общественно-значимых социально-политических функций привело к необходимости соотносить прошлую целесообразность с новой социальной реальностью.
В результате определенные традиционные формы организационного взаимодействия, демонстрирующие свою неэф­фективность в современных условиях, в частности общинное землепользование, перестают рассматриваться как абсолютная ценность.
Подобная переориентация на иные, не свойственные прежнему казачеству, но более эффективные в современных условиях формы взаимодействия проявилась при оценке казачеством крупного землевладения.
В то же время в сознании казачества продолжают сохранять привлекательность такие не вписывающиеся в современные реалии идеи, как идея создания территориально-административных казачьих образований и казачьего самоуправления в виде прямого атаманского правления.
4.
Социальная сущность современного российского казачества.
Процесс развития казачьего движения с очевидностью демонстрирует, что казачество возрождается не в том виде, в котором оно существовало до 1917 года.
Ликвидация экономических, социокультурных и иных основ традиционной жизнедеятельности в результате расказачивания привела к разрушению генетических, экономических, культурных и иных основ преемственности.
Современное российское казачество в антропологическом, организационном и культурном отношении не является прямым преемником казачества Российской Империи.
По сути дела, идет процесс рождения новой социальной общности, сохранившей с казачеством некоторую генетическую, духовную связь.
В соответствии с этим целью казачьего возрождения сегодня должна являться не реанимация дореволюционного казачества, а формирование нового внеэтнического казачьего добровольного сообщества.
5.
Регулярное отслеживание данного процесса требует проведения социологического мониторинга с регулярностью не реже одного раза в год.
II.
Анализ тенденций и прогноз развития государственной и муниципальной службы российского казачества При анализе тенденций и прогноза развития государственной и муниципальной службы российского казачества были использованы два методологических подхода: первый основан на результатах социологического опроса и выводах к нему; второй на выводах и предложениях из аналитических материалов Министерства регионального развития Российской Федерации, Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации», а также правовых актов, раскрывающих вопросы деятельности казачьих об­ществ, отчетов атаманов о результатах деятельности казачьих обществ («Всевеликое Войско Донское», «Кубанске», «Терское» и др.) и иных документов).
Результаты социологического исследования показали: казаки наиболее активная часть населения, желающая нести государственную и муниципальную службу.
При этом предпочтение отдают следующим видам деятельности: ● охрана общественного порядка (42,9%); ● военно-патриотическое воспитание призывников и вневойсковая подготовка членов казачьих обществ (41,9%); ● охрана государственной границы (37,1%); ● поставка и закупка сельхозпродукции для федеральных и региональных нужд (15,2 %) .
Кроме того, активность казаков проявляется также при решении вопросов местного значения по возрождению идеи казачьего самоуправления.
Более трети опрошенных (35,6 %) свидетельствуют о необходимости совершенствования нормативно-правовой базы, обеспечивающей полноценное несение членами казачьих обществ государственной и иной службы казачества.
В результате социологического исследования были выявлены следующие тенденции: 1.
Основная масса членов казачьих обществ видит свою самореализацию в несении государственной и муниципальной службы.
Однако в большинстве своем казаки не удовлетворены пассивной ролью, которую им отводит государство.
Если государство не изменит своей позиции в этом вопросе, то ситуация может в итоге привести к серьезным политическим последствиям, выраженным в форме экстремизма, ксенофобии, шовинизма со стороны казачьих обществ.
2.
Примечательно, что большинство казаков положительно оценивают роль государственного реестра и Федерального закона №154-ФЗ в рамках развития казачьего движения и выражают стремление принять на себя обязательства по несению государственной или муниципальной службы.
С другой стороны, четкое представление о содержании государственной службы казаков имеется лишь у 32,9% от общего числа опрошенных казаков.
При этом большинство опрошенных казаков из числа не состоящих в казачьих организациях склоняется к вступлению не в реестровые казачьи организации, а в общественные.
На наш взгляд, данные показатели свидетельствуют как о слабой информированности казаков в вопросах правовых и организационных основ службы казачества на современном этапе, так и об имеющей место неопределенности в политике государства в этом основополагающем для казаков вопросе.
3.
Наметилось углубление противоречий между реестровыми казачьими обществами и иными казачьими объединениями по вопросам доверительного отношения к власти и, соответственно, друг к другу.
Это вызвано тем, что реестровые казачьи общества и общественные объединения имеют отличия в общественно-правовом статусе.
Реестровые казачьи общества, согласно установленному правовому статусу выступают в качестве общественных объединений, деятельность которых по несению государственной и муниципальной службы финансируется из федерального, регионального или муниципального бюджета.
Это означает, что они выступают некой прослойкой между государством и обществом.
С другой стороны, общественные объединения, в отличие от реестровых, создаются и осуществляют свою деятельность самостоятельно (без участия государства), несут общественную функцию в качестве институтов гражданского общества.
В результате такого различия наметился разлом в казачьем движе­нии, который проявляется в обострении противоречий между казаками.
Если государство не обратит внимания на эту тенденцию и не примет необходимых мер, то противоречие будет углубляться и может привести к серьезной конфронтации отношений между реестровыми казачьими обществами и иными казачьими объединениями, что опасно с точки зрения политической нестабильности в регионах.
4.
В среде казачества наметилось расхождение векторов доверия в отношении к органам власти и общественным институтам.
Первый вектор высокое доверие к Президенту и церкви, второй вектор низкое доверие к органам исполнительной, законодательной, судебной власти, прокуратуре и политическим партиям.
Данная ситуация, на наш взгляд, опасна усилением политической нестабильности на региональном и местном уровне, что в перспективе может вылиться в митинги и иные протестные акции, вплоть до силовых действий.
5.
Казачество посылает государству сигналы о том, что оно видит свою дальнейшую самореализацию в развитии демократических принципов управления государством.
Оно активно участвует в решении вопросов местного значения, используя весь перечень закрепленных Федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» демократических форм, включая развитие атаманского местного самоуправления, создание территориальных общественных самоуправлений при построении конструктивного диалога с местными органами власти.
При этом органы государственной власти и местного самоуправления не всегда адекватно реагируют на инициативы и активность пред­ставителей казачества и до сих пор не выработали четких единых подходов и механизмов их участия в несении государственной и муниципальной службы.
Согласно данным справки Министерства регионального развития Российской Федерации, численность казачьих обществ, зарегистрированных в государственном реестре, возросла с 600 тысяч казаков в 2006–2007 гг.
до 740 тысяч в настоящее время (наметилась тенденция роста реестрового казачества).
Изучение аналитических материалов показало, что в регионах имеется положительная тенденция развития правовой базы по вопросам организации деятельности казачьих обществ.
Данная тенденция прослеживается в основном в тех регионах, где исторически компактно проживали казаки.
В этих субъектах Российской Федерации (Краснодарский и Ставропольский край, Волгоградская и Ростовская область) реализуется комплекс мер по созданию правовой и организационной системы по функционированию государственной и муниципальной службы казачества.
В перечень основных мер входят: 1.
Разработка и реализация региональной и муниципальной правовой базы, содержащей: мероприятия региональных и муниципальных целевых программ становления и развития государственной службы российского казачества; вопросы привлечения членов казачьих обществ на государственную и иную службу; вопросы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с казачьими обществами; деятельности муниципальных казачьих дружин, казачьих отрядов содействия милиции; меры социальной защиты членов казачьих обществ, несущих государственную и муниципальную службу и другие.
2.
Формирование структур, наделенных полномочиями по организации государственной и иной службы казачества (комитеты и отделы при администрациях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, координационные советы).
3.
Разработка порядка финансирования государственной и муниципальной службы казачества, а также механизма мониторинга за деятельностью казачьих обществ по несению государственной и муниципальной службы.
Исследования показали, что наибольшая активность казачьих обществ проявилась в следующих видах деятельности, а именно: по охране общественного порядка; по военно-патриотическому воспитанию молодежи, в том числе допризывной подготовке казачьей молодежи к несению военной службы (в казачьих кадетских корпусах, классах, воскресных школах, спортивных секциях, клубах, учебных центрах).
В регионах с компактным проживанием казаков создаются муниципальные казачьи дружины, их структуры формируются в большинстве муниципальных образований.
Количество дружинников муниципальных казачьих дружин постоянно растет.
Другие направления деятельности казачьих обществ по несению государственной и муниципальной службы в ряде регионов нуждаются в дальнейшем развитии.
Это, прежде всего, относится к вопросам: военной службы; организации производства и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск; охраны государственной границы Российской Федерации; охраны объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, сопровожде­нию грузов; участия в мероприятиях по ликвидации последствий стихийных бедствий и оказания помощи по­страдавшим; участия в егерской, природоохранной и экологической службе, а также контроля за использованием и охраной земель; охраны объектов обеспечения жизнедеятельности населения; участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма; участия в таможенной охране в составе таможенных органов Российской Федерации; производства, закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд.
Казачьи общества осуществляют также и иные виды деятельности, которые не вошли в закреплен­ный перечень видов службы, предусмотренный Федеральным законом от 5 декабря 2005 г.
№ 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» и Указом Президента от 16 апреля 1996 г.
№ 563 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе».
Среди указанных видов деятельности казачьих обществ, следует выделить: мероприятия по профилактике и борьбе с наркоманией; меры по благоустройству и озеленению территории, использованию, охране, защите, воспроизвод­ству городских лесов, парковых объектов, лесов особо охраняемых природных территорий; деятельность по созданию условий для массового отдыха жителей и организации обустройства мест массового отдыха населения.
В некоторых субъектах Российской Федерации (Ростовская и Волгоградская область) уже накоплен позитивный опыт совместной деятельности муниципальных казачьих дружин с органами правопо­рядка, которые готовы участвовать в подворных и поквартирных обходах с целью проверки паспортного режима, мероприятиях по борьбе с распространением наркотических средств, в охране школ, детских учреждений, объектов водоснабжения, водохранилищ, других жизненно важных объектов, а также охране рыбных запасов.
В регионах имеются случаи создания добровольных казачьих дружин по охране общественного порядка, действующих на безвозмездной основе, а также волонтерских казачьих движений по уборке мусора и других формирований.
Мониторинг правовой базы, регулирующей вопросы государственной службы российского казачества, в частности положений Федерального закона от 5 декабря 2005 г.
№ 154 «О государственной службе российского казачества», показал, что на федеральном уровне определены: общие положения, раскрывающие основные принципы и виды государственной и иной службы российского казачества, к которой привлекаются члены казачьих обществ; порядок взятия членами этих обществ обязательств по несению государственной и иной службы; порядок привлечения казаков к службе; правовая форма привлечения казаков на государственную и муниципальную службу.
Основными препятствиями при реализации государственной политики по становлению и реализации государственной и муниципальной службы российского казачества, на наш взгляд, являются: нечеткое определение места государственной службы казачества в сложившейся системе государственной службы, отсутствие дефиниции понятия «государственная служба российского казачества»; неучет в нормативно-правовой базе исторических традиций российского казачества, а также со­временных потребностей государства, общества в услугах казачества, кроме того, сама база носит не­системный, а порой и противоречивый характер; потребность в уточнении перечня видов государственной и муниципальной службы казачества, в связи с имеющимися несоответствиями положений ФЗ от 5 декабря 2005 г.
№ 154 «О государственной службе российского казачества» и Указа Президента от 16 апреля 1996 г.
№ 563 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе»; слабая регламентация форм и способов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с казачьими обществами; отсутствие центральной организационной структуры по координации процессов, связанных с возрождением казачества, взаимодействием органов государственной власти, местного самоуправления с казачьими обществами; отсутствие научного центра по исследованию процессов возрождения казачества и развития государственной и муниципальной службы казачества, а также выработке научно-практических рекомендаций по повышению эффективности деятельности казачьих обществ.
На наш взгляд, в целях совершенствования механизма, способствующего организации и функционированию государственной службы российского казачества, необходимо: во-первых, разработать, уста­новленный Федеральным законом от 5 декабря 2005 г.
№ 154 «О государственной службе российского казачества», порядок заключения федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований договоров (соглашений) с казачьими обществами (ч.
5 ст.
7 ФЗ № 154), а также порядок финансирования государственной службы российского казачества, который устанавливается Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований.
Во-вторых, использовать программно-целевой метод реализации государственной политики в отношении казачества.
Для этого необходимо разработать типовые региональные и муниципальные программы, в которых предлагается предусмотреть выделение следующих мероприятий: 1.
Ежегодное выделение средств их бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий по становлению и развитию государственной и иной службы казачества и их последующих изменений.
2.
Осуществление государственной поддержки деятельности казачьих обществ по несению их членами государственной и муниципальной службы на основе заключенных договоров (соглашений).
3.
Определение условий несения государственной и муниципальной службы по вилам деятельности.
4.
Подготовка и переподготовка кадрового состава казачьих обществ по видам государственной и муниципальной службы.
В-третьих, упорядочить и конкретизировать порядок ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации.
Для этого предлагается уточнить требования к ведению реестра, дополнив временное положение о государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 9 августа 1995 г.
№ 835 «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации» положением об указании в пояснительной записке казачьего общества сведений о профессиональном уровне членов казачьих обществ, способных и изъявивших желание нести государственную и иную службу.
В-четвертых, разработать единые подходы, принципы, формы и способы взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления с казачьими обществами.
В-пятых, регламентировать порядок прохождения отдельных видов государственной и муниципальной службы российского казачества, установив: квалификационные требования к членам казачьих обществ, способных и изъявивших желание нести государственную и иную службу; меры социальной защиты служащих на государственной и муниципальной службе российского казачества.
В-шестых, разработать программы подготовки и переподготовки кадрового состава казачьих обществ, привлеченных на государственную и муниципальную службу казачества, в том числе для казаков-дружинников, участвующих в охране общественного порядка и природоохранных мероприятиях, с привлечением специалистов правоохранительных органов и иных ведомств, а также программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации членов казачьих обществ в соответствии с деятельностью специализированных дружин.
Целесообразной, на наш взгляд, может стать работа по подготовке методической документации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и казачьих обществ по вопросу привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе, типовых уставов для хуторских, станичных, городских и районных казачьих обществ, положений о привлечении членов казачьих обществ к охране биологических ресурсов, об участии казачества в охране лесов, об аварийно-спасательных формированиях казачьих обществ, о военно-патриотических центрах обучения молодежи основам военной службы, в соответствии с которыми регулируется деятельность казачьих обществ.
В рамках совершенствования системы военно-патриотического воспитания молодежи назрела потребность в формировании единой системы и структуры казачьего образования в местах компактного проживания казачества, включающая детальную регламентацию статуса «казачий» для образовательных учреждений, критериев отбора указанных образовательных учреждений, в создании условий для участия казачьих обществ в качестве учредителей в образовательных учреждениях и др.
Для выявления положительных и негативных сторон казачьей формы местного самоуправления атаманского правления в муниципальных образованиях необходимо проводить периодический социологический мониторинг по вопросам выяснения отношения к данной форме управления как со стороны казаков, так и со стороны не казаков.
Одним из факторов повышения информированности казачьих обществ о процессах по возрожде­нию казачества является развитие печатных и иных каналов обмена опытом между казачьими обще­ствами в масштабе России, например, ежемесячного журнала, который бы содержал статьи о прошлом и настоящем казачьего движения, о решении организационно-правовых и экономических вопросов жизни казачьих обществ, о результатах их деятельности.
На базе такого журнала можно организовать соответствующую страницу в Интернете для размещения на ней электронной версии журнала, а также материалов, не попавших на страницы журнала, но представляющих интерес для населения.
Обширный исторический опыт Российской Империи по привлечению казачества к несению государственной службы может служить определенной базой при разработке механизма организации государственной и муниципальной службы российского казачества.
Особый порядок комплектования казачьих формирований и порядок службы казаков основывался на историческом национальном русском характере службы княжеской Руси.
Его качественная трансформация привела к созданию и развитию уникальной казачьей системы комплектования и управления, которая отличалась высокой финансовой и мобилизационной эффективностью и в конечном итоге стала прообразом всеобщей воинской повинности населения Российской Империи.
Практика использования казачества для несения военной и гражданской службы показала наибольшую эффективность их использования на иррегулярной службе, а не в качестве регулярных армейских частей, т.
к.
именно иррегулярный характер службы казаков позволял оптимально сочетать государственную потребность в профессиональных военнослужащих с минимизацией расходов на их содержание в мирное время.
При такой организации службы казачества происходило тесное переплетение государственной и общественной составляющей в лице каждого казака и казачьего войска в целом.
Казак в одном лице объединял и государственного служащего и представителя общины, т.
е.
общества.
Это обстоятельство и обеспечивало объединение интересов государства и казачества.
Казачество Российской Империи, несмотря на свой особый статус и кажущуюся на первый взгляд замкнутость от остального населения, выступало особенным интегрирующим началом как в национальном, так и в сословном аспектах.
В условиях новой России учет уникального исторического опыта и по­иск современных форм организации казачества позволит повысить роль традиций, преданность службе, будет способствовать патриотическому воспитанию молодежи, а также укреплению политической системы и институтов гражданского общества.

[Back]