Ренуара "Мост искусств" (1 8 7 2 ) бы ла продана в том ж е году по существовавш им тогда расценкам за 6 8 0 ф ранков. О днако она бы ла продана в 1968 году уж е за 8 миллионов 6 0 0 тысяч ф ранков (1,5 м иллиона долларов) увеличение стоимости на 1 2 647 00 процентов. И з четы рех картин, украденны х из музея М .Х . д е Я нга в С ан-Ф ранциско в 1978 г., только одна картина Рембрандта “П ортрет раввина” бы ла оценена бол ее, ч ем в один миллион долларов. Все эти четы ре картины до сих пор е щ е не найдены. Картина Д иего В еласкеса бы ла приобретена м узеем искусств М етрополитен в 1970 году за 5,5 миллионов долларов, а картина Т и ц и ан а “Смерть А ктеона” бы ла продана в 1971 году за 4 м иллиона долларов. Концентрируя в себе многовековой опыт человечества, культурны е ценности непосредственно проявляют преобразую щ ую социальную функцию по отношению к человеку, природе и общ еству в целом. При определении понятия культурных ценностей, по н аш ем у м нению , следует исходить из деф иниции, приведенной в З аконе “О б о х р а н е и использовании памятников истории и культуры” (1976 г.). Э тим законодательным актом памятники культуры определяю тся как: “сооружения, памятны е м еста и предметы , связанны е с историческим и событиями в жизни народа, развития общ ества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляю щ ие художественную или иную культурную ценность”. О ценивая приведенное определение, на наш взгляд, им ею тся основания разделить точку зрения Н .И . Кузнецовой и В.Г. Ростопчина, полагаю щ их, что оно не м ож ет рассматриваться д о конца соверш енны м , поскольку содержит элементы тавтологии. В частности, речь и д е т о памятниках истории и культуры как таковых. М еж д у тем памятники истории, в каких бы ф ормах они не выступали, всегда являю тся пам ятникам и культуры и автономного содерж ания не имею т, та к как соотносятся как часть к целому. П онятие “пам ятника культуры” охваты вает и п онятие “памятника истории”. Т о ж е сам ое отм ечается и при рассм отрении понятий “историческая” и “научная ценность”. В торая п о гл ощ ает первую, т а к как история является научной дисциплиной и частью общ ечеловеческой науки. 12 |
25 По статье 328 УК КНР преследуется откапывание и разграбление памятников древней культуры, древних захоронений, представляющих историческую, культурную и научную ценность. Это преступление при отягчающих обстоятельствах наказывается вплоть до смертной казни или бессрочного лишения свободы. Статья 329 УК КНР карает кражу и присвоение архивных документов, являющихся государственной собственностью. И, наконец, ст. 324 предусматривает ответственность за умышленную порчу и уничтожение культурных ценностей, определенных в качестве таковых основными всекитайскими организациями по охране культурных ценностей и организациями по охране культурных ценностей провинциального уровня. Китай является социалистической страной, разрешившей элементы рыночной экономики под контролем государства. Анализируемые положения отражают доминирование государственной собственности и идеологии тотального государственного контроля над всеми сторонами жизни общества. § 2. Понятие культурных ценностей Концентрируя в себе многовековой опыт человечества, культурные ценности непосредственно проявляют преобразующую социальную функцию по отношению к человеку, природе и обществу в целом. Впервые определение культурных ценностей было дано в Гаагской конвенции "О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта" от 14 мая 1954 г. (СССР ратифицировал Конвенцию 4 апреля 1957 г.). В ст. 1 Конвенции говорится о трех категориях культурных ценностей: а) во-первых, это ценности движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли. При определении понятия культурных ценностей, по нашему мнению, следует исходить из дефиниции, приведенной в Законе РСФСР от 35.12.78 в ред. от 18.01.85 "Об охране и использовании памятников истории и культуры”. Этим законодательным актом памятники культуры определяются как: "сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развития общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие художественную или иную культурную ценность" (ст. 1). Оценивая приведенное определение, на наш взгляд, имеются основания разделить точку зрения Н.И. Кузнецовой и В.Г. Ростопчина, полагающих, что оно не может являться совершенным, поскольку содержит элементы тавтологии. В частности, речь идет о пахмятниках истории и культуры как таковых. Между тем памятники истории, в каких бы формах они ни выступали, всегда являются памятниками культуры и автономного содержания не имеют, так как соотносятся как часть к целому. Понятие ’’памятника культуры" охватывает и понятие "памятника истории". То же самое отмечается и при рассмотрении понятий ’’историческая" и "научная ценность". Вторая поглощает первую, так как история является научной дисциплиной и частью общечеловеческой науки. Если же та или иная ценность является исторической, то она, безусловно, должна выступать в качестве научной категории.4 Поэтому, думаем, совершенно правы названные авторы, считая, что правильнее определить понятие культурных ценностей "как особый вид ценностей, способный удовлетворить научные, духовные и эстетические потребности человека и содержащий в себе научную, мемориальную, этнографическую, художественную и культурную ценность . По нашему мнению, данное определение, из всех имеющихся, в наибольшей степени отражающее сущность предмета исследования, тем не 27 ‘ Кузнецова Н.И., Растопчин В.Г. Понятие культурных иенкостек: Лекция. М.: ВНИИ МВД России, 1993. С.4 5 Там ж е.-С .4 . Глава II. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХИЩЕНИЙ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ § 1. Состояние, динамика и структура хищений культурных ценностей Проведение социально-экономических и политических преобразований, происходящих в России, неизбежно вызывает обострение противоречий, в том числе увеличение количественных и качественных параметров преступности. Перемены в обществе влияют не только на масштабы и структуру преступности в целом, но и на отдельные виды преступлений, к числу которых наряду с другими относятся и посягательства на культурные ценности. Эти преступления характеризуются повышенной общественной опасностью, причинением значительного материального ущерба. В современный период рост преступности, связанной с хищением культурных ценностей, провоцируется инфляционными процессами, превратившими культурные ценности в товар высокой стоимости, эквивалентный твердой валюте. Неудивительно, что возросший интерес к произведениям искусства и предметам старины привел к значительному распространению фактов хищений и спекуляции ими.1 0 4 Преобразования, происходящие в обществе, повлияли не только на рост и изменение характера преступности, но и на отдельные виды преступлений, в том числе и на противоправные деяния, связанные с незаконным завладением предметами, имеющими культурную ценность. Анализ данных проведенного нами исследования приводит к выводу, что по своей направленности посягательства на культурные ценности за 104 Как отмечается в специальной литературе, вложение денег в предметы искусства является отличной защитой от инфляции: картина Ренуара "Мост искусств" (1872) была продана в том же юлу по существовавшим тогда расценкам за 680 франков. Однако, она была продана в !968 году уже за 8 миллионов 600 тысяч франков (1,5 миллиона долларов) увеличение стоимости на 1264700 процентов. Из четыре* картин, украденных из музея M.X. де Янга в Сан-Францнско в !9"S г., только одна картина Рембрандта "Портрет раввина" была оценена более чем в один миллион долларов. Все эти четыре картины до си пор еще не найдены. Картина Диего Веласкеса была приобретена музеем искусств Метрополитен в 1970 году за 5,5 миллионов долларов, а картина Тициана "Смерть Актеона" была продана в 1971 году за 4 миллиона долларов (Подробно об этом см.: Обзорная информация: зарубежный оттыт, вып.2. Кражи произведений искусства,М.: ГИЦ МВД России. 1994.С . I). S4 |