уголовного розыска, только 11,1% респондентов полагаю т, что, безусловно, имею т познания и навыки в области культурных ценностей; 8 ,7 % полагаю т, что имею т достаточны е в этой области познания и навыки. Д еся тая часть опрош енны х считают, что имею т только о б щ ее понятие о сф ер е культурных ценностей. Наконец, почти дв е трети (6 2 ,7 % ) респондентов признали, что не имею т каких-либо познаний в рассматриваемой о б л а с т и .1 В практической деятельности ош ибка в определении значения предмета, представляю щ его культурную ценность, приводит к негативны м последствиям (затруднения в реституции п ред м ета при его хищ ении, неправильное определение направлений раскры тия преступлений и т.п.). Поэтому во избежание ош ибок важно дистанцировать памятники о т всего многообразия объектов культурного назначения, не являю щ ихся культурными ценностями. Обстоятельства, л еж ащ и е в основе принятия верного реш ения, достаточно подробно рассмотрены в литератур е.2 С н аш ей ж е точки зрения, в данном случае для понимания сущ ности культурной ценности важное значение и м еет вопрос о соотнош ении ц енн остей культурны х с ценностями материальны ми. Главны м дом инирую щ им свойством культурных ценностей является их духовное начал о. П оэтом у при определении значимости предм етов нужно иметь в виду н е только материальную оценку, но такж е их основное назн ачени е удовлетворение духовных и эстетических потребностей. Обы чно культурная ценность совпадает с материальной, обеспеченной денеж ны м экв и вал ен то м .3 О днако такое совпадение происходит н е всегда. Н ап рим ер, культурной 15 *6,4% респондентов затруднились ответить на соответствующий вопрос анкеты. 2 См., например: Первушин В.М. Расследование краж предметов антиквариата. М., 1992; Хирт Р. Преступления, связанные с торговлей произведениями искусства и предметами антиквариата / Пер. с нем., № 20/205. М., 1985; и др. 3 Согласно установленному порядку, при оценке произведений искусства, подлежащих охранному учету, в стране применяется шкала цен, выработанная практикой работы закупочных комиссий Министерства культуры России, Центральных музеев, антикварных магазинов. При определении материальной стоимости произведений искусства учитываются такие их характеристики, как: время создания, художественное качество, наличие или отсутствие авторской подписи, сложность техники, размеры, характер материала, особая художественная или историческая уникальность произведения, а также его сохранность (Подробно об этом, см.: Кузнецова Н.И., Растопчин В.Г. Указ. соч. С. 1—11). |
Самостоятельной разновидностью культурных ценностей, хотя и не имеющей широкого распространения, являются музейные ценности определенные предметы, обладающие научными, этнографическими, мемориальными либо художественными и другими значимыми достоинствами и заслуживающие вследствие своей неповторимости, исключительности и особой значимости хранения и экспонирования в музейных условиях. Рассматривая типологию и основные характеристики культурных ценностей, нельзя обойти вниманием прикладного значения данных исследовательских операций. В частности, перед сотрудниками уголовного розыска, таможенных и других правоохранительных органов нередко встает задача оценить тот или иной предмет с точки зрения его принадлежности к категории культурных ценностей. Как показывает практика, задача эта зачастую оказывается сложной, поскольку не обеспечена соответствующей профессиональной подготовкой кадров оперативных и следственным работников. Например, согласно данным проведенного нами опросг сотрудников уголовного розыска и следственного комитета, только li,l% респондентов полагают, что, безусловно, имеют познания и навыки в области культурных ценностей; 8,7% полагают, что имеют достаточные в этоР области познания и навыки. Десятая часть опрошенных считают, что имеют только общее понятие о сфере культурных ценностей. Наконец, почти две трети (62,7%) респондентов признали, что не имеют каких-либо познаний i рассматриваемой области.8 В практической деятельности ошибка в определении значенш. предмета, представляющего культурную ценность, приводит к негативны> последствиям (затруднения в реституции предмета при его хищении неправильное определение направлений раскрытия и расследованш понятию культурной ценности. Художественностью предполагает не только высокую степень исполнения но и в значительной мере творческую индивидуальность автора произведения, которая являете: единственным в своем роде, то есть исключает всякую массовость. Важным признаком признани: художественного изделия культурной ценностью следует считать оригинальность произведения. Оанакч при этом необходимо оговориться, что фактор оригинальности может быть распространен до определенны: пределов. (Подробно об этом см.: Кузнецова Н.И., Растопчин В.Г. Укач. соч. С б. 7, 8). 30 преступлений и т.п.)Поэтому во избежание ошибок важно дистанцировать памятники от всего многообразия объектов культурного назначения, не являющихся культурными ценностями. Обстоятельства, лежащие в основе принятия верного решения, достаточно подробно рассмотрены в литературе.9 С нашей же точки зрения, в данном случае для понимания сущности культурной ценности важен вопрос о соотношении ценностей культурных с ценностями материальными. Главным доминирующим свойством культурных ценностей является их духовное начало. Поэтому при определении значимости предметов нужно иметь в виду не только материальную оценку, но также их основное назначение удовлетворение духовных и эстетических потребностей. Обычно культурная ценность совпадает с материальной, обеспеченной денежным эквивалентом.10 Однако такое совпадение происходит не всегда. Например, культурной ценностью могут быть предметы, не имеющие материального, физически обусловленного содержания (фольклор, произведения музыкального, песенного творчества, эпоса и пр.). В уяснении сущности культурных ценностей необходимо рассмотреть их соотношение с предметами антиквариата. Данное соотношение характеризуется отношением предметов антиквариата к предметам, имеющим культурную ценность, как частного к общему. В настоящее время термином "антиквариат" принято обозначать все предметы, имеющие старинное происхождение, хотя изначально под этим понятием подразумевались только предметы античности, откуда, собственно, и происходит наименование самого термина. * 6,4% респондентов затруднились ответить на соответствующий вопрос анкеты. 9 См., например: Первушин B.M. Расследование краж предметов антиквариата. М.. 1992; Хирт Р. Преступления, связанные с торговлей произведениями искусства и предметами антиквариата ' Пер. с нем.. .4 20/205.М.. 1985; н др. 10 Согласно установленному порядку, при оценке произведений искусства, подлежащих охранному учету, в стране применяется шкала цен, выработанная практикой работы закупочных комиссий Министерства культуры России, Центральных музеев, антикварных магазинов. При определении материальной стоимости произведений искусства учитываются такие их характеристики, как: время создания, художественное качество, наличие или отсутствие авторской подписи, сложность техники, размеры, характер материала, особая художественная или историческая уникальность произведения, а также его сохранность (Подробно об этом, см.: Кузнецова Н.И., Растопчин В.Г. Указ. соч. -С Л -1 1). |