Проверяемый текст
Братанов, Виктор Вениаминович; Хищение культурных ценностей (Диссертация 2001)
[стр. 24]

♦ книги и рукописи (3,3% дел); ♦ монеты (2,5% дел).
Прочие объекты преступных посягательств им ею т относительно незначительное распространение.
Однако, даж е принимая во внимание это обстоятельство, в структуре имущественны х преступлений удельный вес хищ ений культурны х ценностей составляет незначительную долю (с учетом и относительно высокого уровня латентности), они характеризую тся повы ш енной общ ественной опасностью, поскольку причиненный ущ ерб является невосполнимой утратой для общ ества.
В ообщ е ж е согласно данны м , которыми мы располагаем ,
данны е об особой ценности предм етов преступных посягательств (предметов и докум ентов) заф иксированы по 9,7% исследованных уголовных дел.
Вм есте с тем практика показы вает, что чащ е всего этот показатель н е соответствует реальному полож ению дел, поскольку источниками эти сведений, как правило, обы чно являю тся показания свидетелей, потерпевш их, обвиняемы х, неж ели заклю чения экспертов (83,4% против 16,6% ).
Вследствие этого уголовны е д е л а в отнош ении посягательств на культурные ценности возбуж
дались, за небольшим исклю чением, не по ст.
164, а по ст.
158 У К РФ.

Наиболее распространенны м способом хищ ения культурны х ц енн остей являются кражи.
На их долю приходится 77,7% о т общ его числа всех таки х посягательств.
Д алее, по м ере убы вания, могут быть названы ; грабеж и (13,6% ), разбои (5,5% ), м ош енничество (1 ,7 % ) и прочие преступлени я 1 ,5 % .1 Ф актором, сущ ественно влияющим на эф ф ективность п редупреж дения и раскрытия исследуемых преступлений, является время сов ерш ения преступных действий.
Исследование свидетельствует о том , что здесь наблю дается тенденция определенной избирательности в вы боре преступниками такового.
'
Следует отметить, что структура посягательств на культурные ценности не претерпела существенных изменений.
Так, в 1995 г.
названные посягательства соответственно
характеризовались следующими данными: 80,2; 13,0; 4,7; 1,8 и 0,3% (подробно об этом см.: Преступные посягательства на культурные ценности в России.
М.:
ГИЦ, ГУУР МВД России, 2000.-С .
11).
24
[стр. 85]

последние годы претерпели существенные изменения.
Так, в конце 80-х г.г.
похищения предметов, представляющих культурную ценность, носили практически единичный характер.
В дальнейшем же их число увеличилось в десятки раз.
Из крупнейших музеев, культовых учреждений, частных коллекций были похищены уникальные произведения художников И.К.
Айвазовского, В.Д.
Поленова, В.Г.
Перова, Н.Е.
Сверчкова, В.В.
Кандинского, коллекция холодного оружия, подаренная императору Николаю II, мозаичная икона работы М.В.
Ломоносова, коллекции орденов и медалей, иконы XVI века, майсенский фарфор, древнейшие рукописи и старинные книги, палеонтологические раритеты и др.
В структуре имущественных преступлений
и хищений чужого имущества удельный вес хищений культурных ценностей хотя и составляет незначительную долю (соответственно 0,14% и 0,15%), подобные преступления характеризуются повышенной общественной опасностью, поскольку причиненный ущерб зачастую является невосполнимой утратой для общества.
Вообще же, согласно данным, которыми мы располагаем,
сведения об особой ценности предметов преступных посягательств (предметов и документов) зафиксированы по 9,7% исследованных уголовных дел.
Вместе с тем, практика показывает, что чаще всего этот показатель не соответствует реальному положению дел, поскольку источниками этих сведений, как правило, обычно являются показания свидетелей, потерпевших, обвиняемых, нежели заключения экспертов (83,4% против 16,6%).
Вследствие этого уголовные дела в отношении посягательств на культурные ценности возбуждаются,
за небольшим исключением, не по ст.
164, а по ст.
158 УК РФ.

По статье 164 УК квалифицируется всего от 1.2% в 1996 г.
до 5,3% в 2000 г.
хищений культурных ценностей.
МВД России подготовило специальный статистический сборник, посвященный преступным посягательствам на культурные ценности в 1996-2000 годы, в котором, к сожалению, не выделена отдельно криминологическая характеристика хищений, предусмотренных ст.
164 УК, а также не показано 85

[стр.,93]

составили 12,3%), третье разбои (свыше 5%) (в 2000 г.
5,9%), четвертое и пятое —мошенничество (в 2000 г.
мошенничество составило 1,2% от всех хищений культурных ценностей) и присвоение или растрата (около 3%).
1 0 5 При анализе совершенных преступлений по статьям нового (старого) Уголовного Кодекса РФ видим, что наблюдается общее снижение количества краж и грабежей.
При более тщательном рассмотрении преступлений данного вида видим, что количество краж постоянно снижается до 1996 года, в 1997 году скачок, а затем опять снижение количества краж.
При рассмотрении зарегистрированных грабежей видим, что в i994 году идет большое снижение преступлений, а затем количество грабежей практически остается на одном и том же уровне при общем снижении преступлений, связанных с посягательством на культурные ценности и антиквариат.
Это объясняется обвалом курса рубля и инфляционным процессом на производстве и в обществе.
Количество разбойных нападений за рассматриваемый период возросло в 2 раза (с 7 в 1993 г.
до 14 в 2000 году).
Из вышесказанного следует, что лица, совершающие преступления, из года в год действуют более нагло, с применением насилия, опасного для жизни и здоровья потерпевшего, либо с угрозой применения данного насилия.
Ст.
164 УК РФ введена в действие только в новом УК РФ, ранее ее не было.
Ведение в действие данной статьи УК РФ объясняется увеличением числа хищений предметов антиквариата, имеющих особую культурную ценность (см.
таблицу № 3).
Преступления, посягающие на предметы, имеющие историческую, археологическую, научную, мемориальную, художественную и культурную ценность в ходе исследования выделены в отдельную группу на основании признаков предмета преступления.
Поэтому одним из важнейших элементов характеристики рассматриваемых преступлений, представляется нам.
93 103 Следует отметить, что структура посягательств на культурные ценности не претерпела существенных изменений.
Так, в 1995 г.
названные посягательства соответственно
характергаовадлсь следующими данными: 80,2; 13,0; 4,7; 1,8 и 0,3% (подробно об этом см.: Преступные посягательства на культурные ценности в России.
М.:
ГЙЦ, ГУУР МВД России, 200.
С.
11).
См.
также приложение к диссертации.


[стр.,95]

95 При рассмотрении преступлений по месту их совершения наблюдаем общее снижение хищений из квартир граждан, частных дохмов, церквей, количество хищений из музеев практически остается на одном и том же уровне.
Однако количество хищений из вышеуказанных мест снижается до 1996 года, когда наблюдается рост преступлений, после 1997 г.
снижение, а далее остается практически на одном уровне.
Это объясняется нестабильной экономической ситуацией в стране.
В качестве способов проникновения в помещения, где хранятся культурные ценности, выступают проникновения с помощью отмычек, ключей, через окна (форточки), путем взлома дверей, ставней, перепиливания решеток (почти 60%).
Каждое пятое хищение осуществляется * .
посредством свободного доступа.
Фактором, существенно влияющим на эффективность предупреждения и раскрытия исследуемых преступлений, является время совершения преступных действий.
Исследование свидетельствует о том, что здесь наблюдается тенденция определенной избирательности в выборе преступниками такового.

В сельской местности основной массив хищений культурных ^ ценностей из учреждений культа и жилых домов граждан приходится на весенне-летний период, что, по нашему мнению, объяснимо низким качеством сельских транспортных коммуникаций в иные времена года для мотои легкового автотранспорта, как правило, используемого преступниками при совершении данных противоправных деяний.
Пик хищений из нежилых загородных домов и дачных сооружений граждан приходится на осенне-зимний период, когда владельцы, как правило, отсутствуют.
Для городской местности, наоборот, характерно относительно равномерное распределение случаев преступных посягательств на культурные ценности по временам года.

[Back]