По наш ему мнению , результаты исследований личности преступников, соверш аю щ их хищ ения культурных ценностей, проводившегося вплоть д о последнего времени, в н асто ящ ее время мало пригодны для практического использования. С оверш енно очевидно, что исследователи в прош лы е годы делали упор в основном на изучении социально-демограф ических характеристик, таких, как: пол, возраст, род занятий, судимость и т.п. Не опровергая достоверности полученны х при этом данны х, и их полезности, отм етим лиш ь, что дл я предупреж дения и раскрытия преступлений гораздо важнее располагать социальнопсихологическими характеристиками, дополненны ми сугубо криминологическими и криминалистическими показателям и. И м енно такие характеристики создаю т специф ику портрета определенного типа преступника и служат определенны ми ориентирам и в организации работы по предупреждению и раскрытию преступлений. В этой связи нам и дальнейш ие рассуждения, будут построены не столько на дем ограф ических, сколько на “криминально-психологических” асп ектах личности соответствую щ их преступников. Характеристика личности лиц, соверш аю щ их хищ ения культурны х ценностей, по своим социально-дем ограф ическим показателям м ал о чем отличается от других категорий воров. О днако е е нравственнопсихологическая сторона им еет некоторы е особенности. В частности, у похитителей культурных ценностей относительно вы ш е, чем у других, образовательны й и интеллектуальны й уровень. С реди них много лю дей, заняты х в сф ере интеллектуального труда (инж енеров (1 1 ,0 % ), врачей (5,2% ), научны х работников (7,5 % ), художников, служ ителей культа (2 ,9 % ), студентов (1 3 ,4 % ) и т.п .). Д анны е исследования позволяю т судить о наличии у преступников специальны х знаний и навыков прим енительно к предметам, обладаю щ им художественной и исторической ценностью . Нередко в образ их ж изнедеятельности включены изучение специальной литературы , посещ ение музеев, выставок. У них обы чно соответствую щ ий круг знакомств. 35 |
Как показало исследование, кражи культурных ценностей совершают в основном молодые люди в возрасте до 30 лет. Из общего числа лиц, совершивших исследуемые преступные посягательства, составляют: Hecbfeq№3eiMi5HH«e3<)2fl^CKffitK-B^p^ai;w 4©Д8 -ШтшМ ,4%1,4%; от 21 Фц По нашему мнению, результаты исследований личности преступников, совершающих хищения культурных ценностей, проводившиеся вплоть до последнего времени, в настоящее время мало пригодны для практического использования. Совершенно очевидно, что исследователи в прошлые годы делали упор, в основном, на изучение социально-демографических характеристик, таких как: пол, возраст, род занятий, судимость и т.п. Не *• опровергая достоверности полученных при этом данных и их полезности, отметим лишь, что для предупреждения и раскрытия преступлений гораздо важнее располагать социально-психологическими характеристиками, дополненными сугубо криминологическими и криминалистическими показателями. Именно такие характеристики создают специфику портрета определенного типа преступника и служат определенными ориентирами в организации работы по предупреждению и раскрытию преступлений. В этой ^ связи наши дальнейшие рассуждения будут построены не столько на демографических, сколько на "криминально-психологических" аспектах личности соответствующих преступников. Характеристика личности лиц, совершающих хищения культурных ценностей, по своим социально-демографическим показателям мало чем отличается от других категорий воров и расхитителей. Однако ее нравственно-психологическая сторона имеет некоторые особенности. В частности, у похитителей культурных ценностей относительно выше, чем у других, образовательный и интеллектуальный уровень. Среди них много * людей, занятых в сфере интеллектуального труда (инженеров (11,0%), врачей (5,2%), научных работников (7,5%), художников, служителей культа (2,9%), студентов (13,4%) и т.п.). Данные исследования позволяют судить о наличии 104 у преступников специальных знаний и навыков применительно к предметам, обладающим художественной и исторической ценностью. Нередко в образ их жизни включены изучение специальной литературы, посещение музеев, выставок. У них обычно соответствующий круг знакомств. Обобщение результатов исследования позволяет преступников, совершающих хищения культурных ценностей, условно объединить в три группы. Первая группа лица, не имеющие судимости (50,1%). преступных навыков, внешне социально благополучные, но в силу различных обстоятельств ставшие на путь совершения преступления. Как правило, это служащие учреждений культуры (3,8%), сотрудники музеев (2,8%), хранилищ (0,9%), картинных галерей (1,3), охранных структур (3,5%), работники антикварных магазинов (7,4%), ломбардов (2,8%) и др..11 4которые либо сами похищают ценности либо становятся участниками преступных групп, способствуя совершению хищений. Вторая группа ранее судимые лица (19,8%) воры, мошенники, грабители, в том числе и похищающие наряду с прочим имуществом и культурные ценности.1 1 5 Третья группа профессионалы преступного и "гражданского" мира, специализирующихся на похищении культурных ценностей (30.1%). Это наиболее опасная категория преступников, совершающих преступления избирательно, с предшествующей тщательной подготовкой, зачастую группами, имея современное техническое оснащение, налаженные каналы сбыта похищенного. До недавнего прошлого эти три типа преступников составляли "криминально-психологический портрет" лиц, совершающих кражи iJ Расчет произведен, исходя из общего количества лиц, проходивших по уголовным делам. 115 Зарубежный опыт борьбы с посягательствами на культурные ценности показывает, что "кражи произведений искусства совершают не только разбирающиеся в искусстве индивидуумы, факты свидетельствуют о том, что большая часть крадущих произведения искусства во многом похожа на всех остальных воров. Они стреляют в музейных сторожей и убивают владельцев частных коллекций; они крадут у своих нанимателей; она надувают коллекционеров или перекупщиков: они стали воровать произведения искусства, но могут воровать и людей" (См.: Обзорная информация. Зарубежный опыт. вып. 2: Кражи произведений искусства. М.; ГИЦМВД России, 1994. -С .З .). |