Проверяемый текст
Братанов, Виктор Вениаминович; Хищение культурных ценностей (Диссертация 2001)
[стр. 35]

По наш ему мнению , результаты исследований личности преступников, соверш аю щ их хищ ения культурных ценностей, проводившегося вплоть д о последнего времени, в н асто ящ ее время мало пригодны для практического использования.
С оверш енно очевидно, что исследователи в прош лы е годы делали упор в основном на
изучении социально-демограф ических характеристик, таких, как: пол, возраст, род занятий, судимость и т.п.
Не
опровергая достоверности полученны х при этом данны х, и их полезности, отм етим лиш ь, что дл я предупреж дения и раскрытия преступлений гораздо важнее располагать социальнопсихологическими характеристиками, дополненны ми сугубо криминологическими и криминалистическими показателям и.
И м енно такие характеристики создаю т специф ику портрета определенного типа преступника и служат определенны ми ориентирам и в организации работы по предупреждению и раскрытию преступлений.
В этой связи
нам и дальнейш ие рассуждения, будут построены не столько на дем ограф ических, сколько на “криминально-психологических” асп ектах личности соответствую щ их преступников.
Характеристика личности лиц, соверш аю щ их хищ ения культурны х ценностей, по своим социально-дем ограф ическим показателям м ал о чем отличается от других категорий воров.

О днако е е нравственнопсихологическая сторона им еет некоторы е особенности.
В частности, у похитителей культурных ценностей относительно вы ш е, чем у других, образовательны й и интеллектуальны й уровень.
С реди них много лю дей, заняты х в сф ере интеллектуального труда (инж енеров (1 1 ,0 % ), врачей (5,2% ), научны х работников (7,5 % ), художников, служ ителей культа (2 ,9 % ), студентов (1 3 ,4 % ) и т.п .).
Д анны е исследования позволяю т судить о наличии
у преступников специальны х знаний и навыков прим енительно к предметам, обладаю щ им художественной и исторической ценностью .
Нередко в образ их ж
изнедеятельности включены изучение специальной литературы , посещ ение музеев, выставок.
У них обы чно соответствую щ ий круг знакомств.

35
[стр. 104]

Как показало исследование, кражи культурных ценностей совершают в основном молодые люди в возрасте до 30 лет.
Из общего числа лиц, совершивших исследуемые преступные посягательства, составляют: Hecbfeq№3eiMi5HH«e3<)2fl^CKffitK-B^p^ai;w 4©Д8 -ШтшМ ,4%1,4%; от 21 Фц По нашему мнению, результаты исследований личности преступников, совершающих хищения культурных ценностей, проводившиеся вплоть до последнего времени, в настоящее время мало пригодны для практического использования.
Совершенно очевидно, что исследователи в прошлые годы делали упор, в основном, на
изучение социально-демографических характеристик, таких как: пол, возраст, род занятий, судимость и т.п.
Не
*• опровергая достоверности полученных при этом данных и их полезности, отметим лишь, что для предупреждения и раскрытия преступлений гораздо важнее располагать социально-психологическими характеристиками, дополненными сугубо криминологическими и криминалистическими показателями.
Именно такие характеристики создают специфику портрета определенного типа преступника и служат определенными ориентирами в организации работы по предупреждению и раскрытию преступлений.
В этой ^ связи
наши дальнейшие рассуждения будут построены не столько на демографических, сколько на "криминально-психологических" аспектах личности соответствующих преступников.
Характеристика личности лиц, совершающих хищения культурных ценностей, по своим социально-демографическим показателям мало чем отличается от других категорий воров
и расхитителей.
Однако ее нравственно-психологическая сторона имеет некоторые особенности.
В частности, у похитителей культурных ценностей относительно выше, чем у других, образовательный и интеллектуальный уровень.
Среди них много * людей, занятых в сфере интеллектуального труда (инженеров (11,0%), врачей (5,2%), научных работников (7,5%), художников, служителей культа (2,9%), студентов (13,4%) и т.п.).
Данные исследования позволяют судить о наличии
104

[стр.,105]

у преступников специальных знаний и навыков применительно к предметам, обладающим художественной и исторической ценностью.
Нередко в образ их жизни
включены изучение специальной литературы, посещение музеев, выставок.
У них обычно соответствующий круг знакомств.

Обобщение результатов исследования позволяет преступников, совершающих хищения культурных ценностей, условно объединить в три группы.
Первая группа лица, не имеющие судимости (50,1%).
преступных навыков, внешне социально благополучные, но в силу различных обстоятельств ставшие на путь совершения преступления.
Как правило, это служащие учреждений культуры (3,8%), сотрудники музеев (2,8%), хранилищ (0,9%), картинных галерей (1,3), охранных структур (3,5%), работники антикварных магазинов (7,4%), ломбардов (2,8%) и др..11 4которые либо сами похищают ценности либо становятся участниками преступных групп, способствуя совершению хищений.
Вторая группа ранее судимые лица (19,8%) воры, мошенники, грабители, в том числе и похищающие наряду с прочим имуществом и культурные ценности.1 1 5 Третья группа профессионалы преступного и "гражданского" мира, специализирующихся на похищении культурных ценностей (30.1%).
Это наиболее опасная категория преступников, совершающих преступления избирательно, с предшествующей тщательной подготовкой, зачастую группами, имея современное техническое оснащение, налаженные каналы сбыта похищенного.
До недавнего прошлого эти три типа преступников составляли "криминально-психологический портрет" лиц, совершающих кражи iJ Расчет произведен, исходя из общего количества лиц, проходивших по уголовным делам.
115 Зарубежный опыт борьбы с посягательствами на культурные ценности показывает, что "кражи произведений искусства совершают не только разбирающиеся в искусстве индивидуумы, факты свидетельствуют о том, что большая часть крадущих произведения искусства во многом похожа на всех остальных воров.
Они стреляют в музейных сторожей и убивают владельцев частных коллекций; они крадут у своих нанимателей; она надувают коллекционеров или перекупщиков: они стали воровать произведения искусства, но могут воровать и людей" (См.: Обзорная информация.
Зарубежный опыт.
вып.
2: Кражи произведений искусства.
М.; ГИЦМВД России, 1994.
-С .З .).

[Back]