находящ иеся в состоянии психического расстройства. Зачастую они посягаю т на культурные ценности не из корысти, а по другим м отивам , обусловленным характером заболевания. Вторая ж е группа вандалы , наносящ ие вред произведениям искусства, предм етам старины и т.п. Разум еется, если бы речь ш ла о в анд алах в “чистом" виде, зд есь их можно бы ло бы н е упоминать. О днако, данную категорию л и ц сл ед ует рассматривать в качестве потенциально причастны х к сов ерш ению краж культурных ценностей. В пользу этого вывода свидетельствует, как правило, образ ж изнедеятельности этих л и ц (м еста врем япрепровож дения, приближенны е к историческим пам ятникам и т.п.). Как отмечалось и ранее, главную роль в проф ессиональной преступной группе и грает е е лидер. К ак правило, он р ан ее суди м (по наш им данны м, среди данной категории р ан ее судимы х 6 3 ,8 % ), о б л а д а е т устойчивым преступным опытом, определенны ми познаниям и в о бласти искусствоведения, связан непосредственно со скупщ икам и худож ественны х и исторических ценностей и через них с рынком сбы та. Из анализа уголовных дел видно, что л и дер часто н е п р и н и м ает непосредственного участия в соверш ении преступления1. О д н ако он заинтересован в изъятии наиб ол ее ценны х предм етов, поэтом у о казы в ает самое активное содействие исполнителям при соверш ении преступления. Причем организатор группы м о ж ет выступать не только в кач еств е соисполнителя, но и заказчика. Несм отря на это, отнош ения в группе обычно построены так, что организатор старается скрыть о т соучастников истинного скупщ ика краденного, поскольку тот, кто со в ер ш ает с д е л ку со скупщиком, оставляет себе больш ую часть вы рученной сум м ы . Справедливо отмечено, что специф ичны е искусствоведческие п о зн ан и я, владение инф ормацией о скупщ иках и спросе на предм еты ан ти кв ар и ата, 37 1 См., например: Иванов С.Н. Вымогательство: криминалистическое и оперативнорозыскное обеспечение процесса расследования. Ижевск. 1998. С.115-116.; Иванов С.Н., Батаев И.А. Оперативно-розыскное и криминалистическое обеспечение расследования краж из квартир. Ижевск. 1999. С. 40-43; Зайнутдинова А.Р. Основание и пределы уголовной ответственности за организованные формы соучастия в преступлении //Социально-правовые проблемы укрепления правопорядка и борьбы с преступностью. Казань. 2001. С.140-143. |
культурных ценностей. Нынешняя действительность вносит & него коррективы. В частности, наряду с тремя названными, по нашему мнению, правомерно говорить о еще двух, проявивших себя в последнее время. Одна из них это лица, страдающие психическими заболеваниями либо находящиеся в состоянии психического расстройства. Зачастую они посягают на культурные ценности не из корысти, а по другим мотивам, обусловленным характером заболевания. Вторая же группа вандалы, наносящие вред произведениям искусства, предметам старины и т.п. Разумеется, если бы речь шла о вандалах в "чистом" виде, здесь их можно было бы не упоминать. Однако данную категорию лиц следует рассматривать в качестве потенциально причастных к совершению краж или Ч % насильственных похищений культурных ценностей. В пользу этого вывода свидетельствует, как правило, образ жизни этих лиц (места времяпрепровождения, приближенные к историческим памятникам, и т.п.). Как отмечалось и ранее, главную роль в профессиональной преступной группе играет ее лидер. Как правило, он ранее судим (по нашим данным, среди данной категории ранее судимых 63,8%), обладает устойчивым преступным опытом, определенными познаниями в области ^ искусствоведения, связан непосредственно со скупщиками художественных и исторических ценностей и через них с рынком сбыта. Из анализа уголовных дел видно, что лидер часто не принимает непосредственного участия в совершении преступления. Однако он заинтересован в изъятии наиболее ценных предметов, поэтому оказывает самое активное содействие исполнителям при совершении преступления. Причем организатор группы может выступать не только в качестве соисполнителя, но и заказчика. Несмотря на это, отношения в группе обычно построены так, что организатор старается скрыть от соучастников истинного * скупщика краденного, поскольку тот, кто совершает сделку со скупщиком, оставляет себе большую часть вырученной суммы. Справедливо отмечено, что специфичные искусствоведческие познания, владение информацией о 106 |