Проверяемый текст
Судолова, Лариса Анатольевна. Судебная система и проблемы разрешения экономических споров в эволюции государства и права России с IX по XX вв. (Диссертация 2008)
[стр. 41]

митрополитов и игуменов были отнесены дела, затрагивающие непосредственно имущественные интересы церкви1.
Одна из функций древнерусского торгового суда
провозглашалась в Уставе о церковных судах князя Владимира Святославича, датируемого 9961011 гг.2, где епископу поручалось наблюдение за правильностью мер и весов...
«Се же искони поручено Богом святителем и епископам их городские и торговые всякие мерила,
епуды, извесы, ставили от Бога како искони установлено епископу блюсти бес пакости, ни умалити, ни увеличити...»).
После учреждения на Руси патриаршества в 1589 г.
вся деятельность церковно-судебных учреждений, юрисдикция которых распространялась и на гражданские дела,
возглавлялась Патриаршим приказом, а позднее Монастырским.
При
этом в Монастырском приказе все должности занимали светские лица, назначаемые царем.
Специалисты отмечают, что в рассматриваемый период для разрешения экономических споров широко применялись третейские суды3.
На Руси наиболее распространенной была форма договорного разрешения споров при посредничестве третейского суда как суда авторитета третьего лица.
Е.М.
Цыганова со ссылкой на работы ряда дореволюционных русских ученых, в том числе на Н.А.
Заозерского5, отмечает, что еще в Ипатьевской летописи 1169 г.
содержатся сведения о деле, которое рассматривалось по пра’Чельцов-Бебутов М.А.
Очерки по истории суда и уголовного процесса в рабовладельческих, феодальных и буржуазных государствах.
М.:
Юрид.
лит., 1957.
С.
632-633.
2 Устав о церковных судах князя Владимира Святославича 996-1011 гг.
И ВладимирскийБуданов М.В.
Хрестоматия по истории русского права.
Спб: Изд.
Н.Я.
Оглоблина, 1880.-С.
125-138.
3 Заозерский Н.А.
Духовное лицо в звании третейского судьи.
Св.

Троице-Сергиева лавра, 1899.-С.
18.
4 Цыганова Е.М.
Проблемы правового регулирования организации и деятельности коммерческих третейских судов в Российской Федерации (до принятия Федерального закона от 24 июля 2002 г.
Ю2-ФЗ «О третейских судах Российской Федерации»).
М.:
Формула права, 2004.
С.
15,16.
5 ЗаозерскийН.А.Указ.
соч.-С.
18.
41
[стр. 66]

Первым из специализированных судов был торговый суд, точнее —специальный суд по торговым делам, во главе которого стоял тысяцкий, один из руководителей Новгородской республики; упоминание о нем встречается в договорной грамоте конца XII в.
Новгорода с Готландом.
Таково мнение С.М.
Казанцева96со ссылкой на немецкого историка И.
Лойшнера и российского историка О.В.
Мартышина97.
Правда, одна из функций древнерусского торгового суда, давно уже в задачи экономического правосудия не входящая, провозглашалась в Уставе о церковных судах князя Владимира Святославича, датируемого 996-1011 гг., где епископу поручалось наблюдение за правильностью мер и весов: «Се же искони поручено Богом святителем и епископам их городские и торговые всякие мерила, енуды, извесы, ставили от Бога како искони установлено епископу блюсти бес пакости, ни умалити, ни увеличити...»98.
Во всяком случае, в древнейшем правовом источнике Руси —Русской Правде, ни в ее краткой редакции, созданной князем Ярославом Владимировичем Мудрым, ни в ее пространной редакции, созданной по повелению киевского великого князя Владимира Мономаха (не ранее 1113 г.), какоголибо текста, который можно было бы истолковать как что-то относящееся к экономическому правосудию ни в материально-, ни в процессуальноправовом понимании нет.
За исключением некоторых институтов конкурсного права, применявшихся в процедуре банкротства (ст.
69 и 133 Русской Правды)99.
В то же время именно в Русской Правде (ст.
21) и в Псковской судной 1рамоте (ст.
62) упоминается понятие «истец».
Это понятие разбирает, в частности, В.В.
Момотов100: он отмечает, что, по мнению Н.
Дювернуа101, происхождение слова «истец» тесно связано с материальностью пер96Казанцев С.
М.
Указ.
соч.
С.
22.
97Мартышин О.В.
Вольный Новгород.
М., 1992.
С.
207,208.
98Цнт.
по: Труд.
2000.
14 окт.
99 Гончаров А.И., Терентьев М.В.
Досудебное восстановление платежеспособности хозяйствующего субъекта: Правовые и финансовые аспекты.
СПб., 2004.
С.
132-133.
100 Момотов В.В.
Формирование русского средневекового права в IX -XIV вв.: Монография.
М., 2003.
С.
34.
1 1Дювернуа Н.
Источники права и суд в Древней России: Опыты по истории русского

[стр.,81]

почти повсеместно стали замещаться должности кормленщиков-наместников и волостелей выборными «излюбленными» судьями.
Излюбленные старосты были крестьянскими судьями и, как отмечает В.
Дрожжин145, несли службу безвозмездно; они назывались также «излюбленными» судьями, земскими судьями, мирскими выборными или просто выборными судьями и сулейками.
По некоторым параметрам «излюбленных» судей России эпохи Ивана Грозного можно отнести к категории государственных судей уровня мирового судьи, но все-таки по своейроли и функциям они походили на третейских судей в классическом понимании третейского суда.
Впрочем, в юридической литературе146 отмечается, что институт третейского суда, имевший много схожего с аналогичным институтом римского права, был извееген Древней Руси, но впоследствии, в VIII-XIX вв., третейское разбирательство на Руси по ряду причин не получило такого широкого распространения, как в Западной Европе.
Тут важно отметить, что уже в средние века на Руси функции третейского судьи выполняли исключительно физические лица.
И в настоящее же время третейскими судьями третейских судов всех видов могут быть исключительно физические лица; если же в арбитражных оговорках речь идет о третейских судах организациях, то ясно, что они лишь организуют трегейское разбирательство спора, но сам спор в любом случае разбирает состав третейских судей один или несколько (нечетное число) третейских судей.
Другие исследователи говорят об ином о том, что в средние века эта форма разрешения споров была широко распространена и в нашей стране.
1 А*7 Так, Е.М.
Цыганова в своей монографии со ссылкой на работы ряда дореволюционных русских ученых, в том числе на Н.А.
Заозсрского148, отмечает, 145Дрожжин В.
Суд царя Ивана Грозного // Российская юстиция.
1996.
№ 6.
С.
59-62.
146 Корнеев О.Б.
Третейский суд —альтернативная форма рассмотрения споров, вытекающих из договора перевозки // Арбитражный и гражданский процесс.
1999.
№ 4.
С.
46.
147 Цыганова Е.М.
Проблемы правового регулирования организации и деятельности коммерческих третейских судов в Российской Федерации (до принятия Федерального закона от 24 июля 2002 г.
102-ФЗ «О третейских судах Российской Федерации»).
М.,
2004.
С.
15, 16.
148Заозсрскин Н.А.
Духовное лицо в звании третейского судьи.
С.

18.


[стр.,91]

относящемся к XIII-XTV вв.
(где в ст.
38 прямо говорилось об иммунитете церкви: «Что ся дееть в монастырях ли в монастырских людях, да не вступаеться князь ли властелин: то ведает их епископ»); и полагает, что представители церкви обладали судебными полномочиями двоякого рода: они являлись, во-первых, судьями-вотчинниками, которым были подсудны все дела их подданных, во-вторых, к юрисдикции высших представителей церкви — митрополитов и игуменов были отнесены дела, затрагивающие непосредственно имущественные интересы церкви171*.
После учреждения на Руси патриаршества в 1589 г.
вся деятельность церковно-судебных учреждений, юрисдикция которых распространялась и на гражданские дела
(церковь была весьма значительным субъектом права собственности, и ее доля в экономике России была значительна), возглавлялась Патриаршим приказом, а позднее —Монастырским приказом.
При этом в Монастырском приказе все должности занимали светские лица, назначаемые царем.
Правда, позже ситуация изменилась.
На рубеже XVIII-XIX вв.
курс церковного права читался в Императорском Московском университете, и статус церковного суда, как и основы его деятельности, был частью этого предмета.
В отношении наказаний, имевшихся в распоряжении церковного суда, важно отметить, что «ни одно, даже самое крайнее наказание церковное не может быть исключительно карой преступника, т.е.
воздаянием злом за зло.
Церковь должна подчинять преступную человеческую волю закону Божию, исправлять ее, а не уничтожать».
Церковные наказания сводились к лишению некоторых, а то и всех благ, находящихся в исключительном распоряжении церкви, включая отлучение от церкви и так называемое великое отлучение анафему.
По выражению Петра I: «Через анафему человек делается подобно убиенному, а отлучением ...подобен есть взятому под арест».
171 Чельцов-Бсбутов М.А.
Очерки по истории суда и уголовного процесса в рабовладельческих, феодальных и буржуазных государствах.
М.,
1957.
С.
632-633.

[Back]