Проверяемый текст
Судолова, Лариса Анатольевна. Судебная система и проблемы разрешения экономических споров в эволюции государства и права России с IX по XX вв. (Диссертация 2008)
[стр. 43]

лиц, во главе которых был игумен, а нередко весь корпус третейского суда состоял из игумена с братией; мировой ряд форма окончания спора полюбовным соглашением при участии «рядцев и послухов»1.
В последнем случае «полюбовное соглашение» совершалось с участием «рядцев и послухов», а практически единственным требованием к самому судье было отнесение его к числу «добрых людей», хотя в ряде случаев могли встречаться и дополнительные условия, например, быть «своим» («из нашей «Отчизны», а не из чужих).
Первым условием в третейских договорах обыкновенно ставилось, что князья высылают по спорным делам с каждой стороны своих бояр.
Если бояре не придут к единогласному мнению, то они обязаны избрать себе третьего судью.
Способ выбора третьего судьи предоставлялся по усмотрению бояр или точно регламентировался в грамоте.
Например, указывалось, что третий должен быть не из чужих, а из нашей отчизны, указывалось, кто именно должен быть третьим митрополит, князь и пр.
Нежелание избрать третьего судью давало основание для обвинения той стороны, которая уклонялась от такого избрания.
Постоянное количество третейских судей не было установлено: избирался один, два, три и т.д.
Избиралось даже неопределенное количество судей, например игумен с братией.
Относительно качества избираемых судей требовалось, чтобы они были вообще «добрыми людьми», и каких-либо особых запрещений или ограничений по сему предмету в актах не содержалось.
Всякое действие, которым стороны оказывали бы помеху третейскому суду, наказывалось штрафом, равным цене иска.
Первоначально применяемой формой договора была устная, которая затем, с развитием цивилизованности, трансформировалась в письменную форму.
Обыкновенно этот акт назывался записью.
По Соборному Уложению 1 Там же.
43
[стр. 82]

.4 44 i 4 ♦ 4 % if / hS X ч I * * */V 4£ ji« 1 * •« »* •f 4 >.
%*\ \ к V f* /.
i; £ 4» V •• * vj « * •«4 * • что еще в Ипатьевской летописи 1169 г.
содержатся сведения о деле, которое рассматривалось по правилам третейского разбирательства, и что на Руси наиболее распространенной была форма договорного разрешения споров при посредстве третейского суда; более того, до пришествия варягов эта форма разрешения споров была единственной.
В этой монографишуказывается, что на Руси сложилось несколько форм третейского суда: а) «игуменский» третейский суд, состоящий из нескольких лиц (братиев) во главе с игуменом; б) «митрополитский»—третейский суд с суперарбитром (как правило, митрополитом); в) суд «мирового ряда» здесь «полюбовное соглашение» совершалось с участием «рядцев и послухов», а практически единственным требованием к самому судье было отнесение его к числу «добрых людей», хотя в ряде случаев могли встречаться-и дополнительные условия, например быть «своим» («из нашей .Отчизны», а не из чужих).
Определенный сегмент механизма экономического правосудияможно усмотреть в «царском» Судебнике 1550 г., который, впрочем, в современной' литературе характеризуется как неразрывно связывающий судебные функции с управленческими (административными) губные старосты, в частности, помимо судебных дел решали^ вопросы, связанные с землеустройством; земские старосты контролировали сбор прямых и косвенных налогов и таможенных пошлин и т.д:149.
Этот Судебник регулировал судебное разрешение споров холоповладсльцев о принадлежности холопов; содержал нормы гражданского судопроизводства по делам, связанным с землевладением, среди которых особое место занимало право выкупа родовых вотчин (ст.
85); подробно регулировал основания для потери права выкупа вотчины, оформлениям купчих, закладных, обмена родовых владений и др.; содержал статью об ответственности сторон при совершении торговой сделки (ст.
93) и о заключении договоров'купли-продажи лошадей (ст.
94—96); решал вопрос о до149Кутафий О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю.
Указ.
соч.
Т.
1.
С.
140.

[Back]