Проверяемый текст
Судолова, Лариса Анатольевна. Судебная система и проблемы разрешения экономических споров в эволюции государства и права России с IX по XX вв. (Диссертация 2008)
[стр. 71]

дений, земельных, городских и сельских общин, а также по спорам о недвижимом имуществе в случае, когда в числе участников спора имелись лица, ограниченные по закону в правах владения и использования его.
В этом уставе (ст.
1393,1396-1399) содержался особый для решений третейского суда порядок обжалования1.

Главным документом судебной реформы России 1864 г.
явилось Учреждение судебных установлений, в ст.
1 которого провозглашалось,
что власть судебная принадлежит: мировым судьям, съездам мировых судей, окружным судам, судебным палатам и Правительствующему Сенату, в качестве верховного кассационного суда.
Но в примечании к ст.
2 этого акта указывалось,
что судебная власть духовных, военных, коммерческих, крестьянских, станичных и инородческих судов определяется особыми о них постановлениями.
Таким образом, тот сегмент
правосудия, который был связан с деятельностью коммерческих судов в послереформенной России, самой судебной реформой формально затронут не был.
После судебной реформы 1864 г.
коммерческие суды стали разрешать дела также и на основе Устава гражданского судопроизводства от 20 ноября 1884 г.
Судебная реформа 1864 г.
практически не затронула третейский способ разрешения экономических споров (если не считать установление ст.
1393 и 1396-1399 особого для решений третейского
суда порядка обжалования)2.
Например, в Одессе с 1888 г.
наряду с коммерческим судом действовал «без участия в нем правительственного элемента» и арбитражный, т.е.
третейский суд.
Причем этому примеру пытались следовать и в других торговых центрах 1 В процессуальной литературе и судебной практике того времени были сформулированы его основные признаки, которые соответствуют современному содержанию института оспаривания решений третейского суда.
См.: Бакхауз НА.
Оспаривание решений третейского суда в российском дореволюционном праве //
Третейский суд.
2003.
№ 5.-С.
113-123.

2 Бакхауз НА.
Оспаривание решений третейского суда в российском дореволюционном праве.-С.

113-123.
71
[стр. 110]

битражей и других структур, разрешающих хозяйственные споры, что создавало и продолжает создавать серьезные проблемы на практике.
При проведении судебной реформы 1864 г.
в России в Уставе гражданского судопроизводства была сохранена форма третейского суда, но за исключением дел, сопряженных с интересом казенных учреждений, земельных, городских и сельских общин, а также но спорам о недвижимом имуществе в случае, когда в числе участников спора имелись лица, ограниченные по закону в правах владения и использования его.
Больше того, в этом уставе (ст.
1393,1396-1399) содержался особый для решений третейского суда порядок обжалования,
а в процессуальной литературе и судебной практике того времени были сформулированы его основные признаки, которые соответствуют современному содержанию института оспаривания решений третейского су__215 да .
Главным же документом судебной реформы России 1864 г.
явилось Учреждение судебных установлений, в ст.
1 которого провозглашалось:
власть судебная принадлежит: мировым судьям, съездам мировых судей, окружным судам, судебным палатам и Правительствующему сенату, в качестве верховного кассационного суда.
Но в примечании к ст.
2 этого акта указывалось:
судебная власть духовных, военных, коммерческих, крестьянских, ста% ничных и инородческих судов определяется особыми о них постановлениями.
Таким образом, тот сегмент
экономического правосудия, который осуществлялся в послереформенной России коммерческими судами, самой судебной реформой затронут, по крайней мере формально, не был.
Небезынтересны и сегодня требования к кандидатурам на должности судей, определенные Учреждением судебных установлений (речь здесь не о судьях коммерческих судов).
Судейскую должность мог занимать достигший 25-летнего возраста русский подданный,мужского пола, и наоборот, не могли занимать: «1) состоящий под следствием или судом за преступления или215 215 Бакхауз ИЛ.
Оспаривание решений третейского суда в российском дореволюционном праве //
Третейский суд.
2003.
№ 5.
С.
113-123.


[стр.,112]

доктора римского, гражданского или уголовного права и занимающиеся в течение указанных в вышеозначенном постановлении (речь идет о постановлении Временного правительства от 20 марта 1917 г.
„Об условиях занятия должностей по судебному ведомству", в силу которого для назначения на должности по судебному ведомству необходимо было прослужить в судебном ведомстве или состоять в звании присяжного поверенного: 1) для должности члена окружного суда —четыре года; 2) для должности председателя, товарища председателя окружного суда или члена Судебной палаты —шесть лет; 3) для должности Председателей Судебной палаты —восемь лет; 4) для должности сенаторов кассационных департаментов Сената —десять лет) сроков преподаванием в высших учебных заведениях римского, гражданского, торгового или уголовного права, либо гражданского или уголовного судопроизводства»217.
Небезынтересны для сегодняшнего судьи и закрепленные этим постановлением виды дисциплинарных наказаний, коим могли быть подвергнуты в то время судьи в порядке дисциплинарного производства: предостережение; замечание; выговор без внесения в послужной список; вычет из жалования на основании ст.
413-415 Уложения о наказаниях; арест не более как на семь дней; перемещение с высшей должности на низшую; а в отдельных, четко определенных, случаях судья мог быть подвергнут, в порядке дисциплинарного производства, перемещению в другую местность на равную судейскую должность, а также увольнению от должности (ст.
262).
Практически судебной реформой 1864 г.
не была затронута и третейская форма разрешения экономических споров (если не считать установление ст.
1393 и 1396-1399 особого для решений третейского
худа порядка обжалования)218, которая к тому же довольно широко использовалась и в международно-торговых отношениях вплоть до конца рассматриваемого периода.
Так, международный российско-германо-нидерландский хлебный контракт, 217Вестник Временного правительства.
Пг., 1917.
№ 50/96.
218 Бакхауз Н.А.
Оспаривание решений третейского суда в российском дореволюционном праве
И Третейский суд.
2003.
№ 5.
с.
113-123.


[стр.,189]

планах —эклектический характер, было несистемным, состояло —на разных этапах и в разных местностях из самых разнообразных по организационной форме, источникам финансирования,'порядку формирования судейского состава, способам функционирования, предмету деятельности, характеру разрешаемых дел, объему содержательной компетенции и пр.
—государственных, государственно-третейских и третейских судов с весьма пестрым составом судей и других лиц, непосредственно осуществляющих правосудие, и т.д.
Впрочем, сама —во всем своем многообразии и в совокупности судебная система Руси и России этого периода была не структурирована должным образом.
Но, с другой стороны, и содержательно, и структурно, и процессуально-процедурно экономическое правосудие в нашей стране в тог ш период в целом развивалось, и достаточно динамично, хотя не всегда последовательно.
Причем развивалось по всем городам и весям страны, где имело место развитие экономики, а не только в центральных городах.
Таким образом, можно утверждать, что к 1832 г.
процесс создания в России специализирующихся на экономическом правосудии судебных органов и иных структур с судебными функциями носил объективный характер.
Главным же документом судебной реформы России 1864 г.
явилось Учреждение судебных установлений, в ст.
1 которого провозглашалось:
власть судебная принадлежит: мировым судьям, съездам мировых судей, окружным судам, судебным палатам и Правительствующему сенату, в качестве верховного кассационного суда.
Но в примечании к ст.
2 этого акта указывалось:
судебная власть духовных, военных, коммерческих, крестьянских, станичных и инородческих судов определяется особыми о них постановлениями.
Таким образом, тот сегмент
экономического правосудия, который осуществлялся в послереформенной России коммерческими судами, самой судебной реформой затронут, по крайней мере формально, не был.
Проведя сравнительно-правовой анализ законодательства XIX в.
с действующим сегодня по теме диссертационного исследования было установлено, сходство в: послесудебном порядке взыскания госпошлины (сегодня по

[Back]