17 инфантилизм», под которым понимают задержку развития сексуальности личности как инфантильной составляющей развития. К выраженным проявлениям психосексуального инфантилизма А. Кронфельд относит наличие у всех возрастов эксгибиционизма, фетишизма и других форм отклоняющегося сексуального поведения, рассматриваемые им в контексте шизофрении и психопатии [55]. В исследованиях А. Кронфельда и У. Штекеля утверждалось, что психосексуальный инфантилизм возникает при позднем начале половой жизни, а также из-за различных нарушений половой сферы органического генеза. А. Кронфельд описывает представления 3. Фрейда о возникновении инфантильной сексуальности [298]. Дальнейшему изучению психосексуального инфантилизма посвящены работы К. Леонгарда, которым было введено понятие сексопатический инфантилизм [299]. Описания этого типа инфантилизма схожи с описаниями, данные А. Кронфельдом и У. Штекелем. Особого внимания изучения проблемы инфантилизма заслуживают работы Зигмунда Фрейда [261]. 3. Фрейд утверждает: «У взрослого человека абсолютно ничего не пропадает из инфантильных душевных формирований, несмотря на все позднейшее развитие» [261, С.32]. В многочисленных трудах он подтверждает наличие у взрослого человека всех детских влечений, желаний. Согласно теории 3. Фрейда, при наличии подходящих условий инфантильные формирования способны опять проявиться. Инфантильные формирования никогда не исчезают, а лишь перекрываются другими пластами переживаний. У всех взрослых людей в процессе сновидений их душевная жизнь определенно стремиться к возвращению на инфантильную ступень. Аналогичный возврат к состоянию психического инфантилизма (регрессия) проявляется в психозах и неврозах. Такие состояния, согласно теории 3. Фрейда, является психическими архаизмами. Анализируя силу проявлений инфантильных особенностей душевного состояния человека 3. Фрейд судит о степени болезненного состояния, которое является признаком задержки развития. «Инфантильные формы, как неиспользованные и вытесненные в психическом материале человека, образует ядро бессознательного, которое выжидает возможности прорваться в сознание, в моменты, когда более зрелым структурам не удается стать хозяевами положения» [261, С.3233]. Резюмируя вышесказанное, в работах 3. Фрейда дается описание инфантилизму как форме незрелых психологических защит личности, регрессии. 3. Фрейдом была |
душевных формирований, несмотря на все позднейшее развитие» [216, С.32]. В своих трудах он доказывает наличие у зрелого человека всех детских желаний, влечений. По мнению 3. Фрейда, необходимы лишь подходящие условия, чтобы инфантильные формирования опять проявились. Они никогда не уничтожаются, а лишь перекрываются другими пластами переживаний. У каждого нормального человека в процессе сновидений его душевная жизнь возвращается на инфантильную ступень. Такое же возвращение к психическому инфантилизму (регрессия) проявляется в неврозах и психозах. Они, по мнению автора, являются психическими архаизмами. По силе проявления инфантильных особенностей душевной жизни человека 3. Фрейд судит о мере болезненной диспозиции, которая является знаком задержки развития. «Инфантильные формы, как неиспользованные и вытесненные в психическом материале человека образует ядро бессознательного, которое выжидает возможности прорваться в сознание, в моменты, когда более зрелым структурам не удается стать хозяевами положения» [216, С.32-33]. Таким образом, 3. Фрейд понимает под инфантилизмом незрелые психические защиты личности, например, регрессию. Кроме того, он выявил связь между истерией и инфантилизмом, и считает эту связь краеугольным камнем своей теории истерических неврозов и психозов. Далее в психоанализе вопросами психосексуального инфантилизма занимались и такие ученые как К. Абрахам, К. Г. Юнг, Э. Джонс [1]. Они поддерживают позицию Фрейда и считают невротиков инфантильными личностями. К. Абрахам полагает, что здоровый человек способен выносить временный недостаток привычного удовлетворения, доставлять себе компенсаторные удовлетворения путем сублимации. А вот большинство невротиков совершенно невыносливы к уменьшению привычного наслаждения, и тем сильнее, чем ближе уровень их инстинктивной жизни к формам раннего детского возраста. Они крайне похожи на «избалованных детей». Их либидо постоянно требует привычного удовлетворения. 20 |