19 В работах К. Г. Юнга основное внимание уделено рассмотрению инфантильных проявлений личности при анализе участия отца в судьбе отдельного человека [1]. К. Г. Юнг ссылается на 3. Фрейда и описывает то, что психосексуальные взаимодействие ребенка с родителями, особенно с отцом, могут иметь решающее значение при формировании невроза, развивающегося у ребенка во всей его последующей жизни. Отношение ребенка к своим родителям это, согласно К.Г. Юнгу, «тот инфантильный канал, в который устремляется обратно либидо взрослого человека», если во взрослой жизни оно наталкивается на препятствия [1, С.63]. Данное устремление либидо характерно тем, что вновь проявляются сновидения детских времен, давние забытые. При необходимости отступить перед крупным препятствием, «волевая энергия, накопленная ранее для решения задачи, бессильно устремляется обратно и заполняет побочные рукава, каналы примитивной системы», ...так как они перестали соответствовать целям взрослого индивида [1, С.63]. Согласно теории К.Г. Юнга, основная причина инфантильной стратегии к родителям кроется в аффективном взаимодействии обеих сторон, то есть в развитой психосексуальности ребенка с одной стороны, и родителей с другой. Ученый делает вывод, что инфантильная позиция это проявление инфантильной сексуальности. Широкое освещение проблем, связанных с инфантилизмом дано в психоаналитических лекциях для воспитателей, врачей и родителей немецким доктором психиатрии Гельминой Гуг-Гельмут в 20 30-х годах [80]. Взгляды, изложенные в ее работах, существенно отличаются от взглядов основоположников психоаналитической теории. Автор определяет регрессию как общий возврат к уже пережитой фазе развития. Инфантилизм по мнению автора противоположен регрессии, «когда развитие ребенка приостанавливается на какой-нибудь детской стадии, например, желание семилетней девочки пить молоко исключительно через соску. При этом явление психического инфантилизма встречаются только у дебильных и имбецильных детей и взрослых, регрессии могут играть значительную роль у духовно высокоразвитых невротических личностей» [80, С.36]. Согласно определению Г. Гуг-Гельмут регрессия и инфантилизм это два противоположных состояния. Инфантилизм, по мнению автора, не проявляется у людей с развитым интеллектом. Он в основном проявляется у умственно отсталых. Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что учеными психоаналитического направления, изучавшими проблему инфантилизма, было предложено видение природы инфантилизма и причин его возникновения. |
22 крупным препятствием, «то волевая энергия, накопленная ранее для решения задачи, бессильно устремляется обратно и заполняет побочные рукава, каналы примитивной системы», ...так как они перестали соответствовать целям взрослого индивида [1, С.63]. К.Г. Юнг утверждает, что исконная причина инфантильного приспособления к родителям лежит в аффективном отношении обеих сторон, то есть в психосексуальности родителей с одной стороны, и ребенка с другой. В конце концов, он приходит к выводу, что инфантильная установка это инфантильная сексуальность. К примеру, Э. Джонс, говоря о значении деда в судьбе отдельного человека, выделяет инфантильную фиксацию, которая может проявляться в чрезмерной привязанности матери к своему отцу [1]. В такой ситуации сын матери может проявлять чувства соперника не по отношению к отцу, а по отношению к деду. Проблемы, связанные с инфантилизмом освещались в психоаналитических лекциях для родителей, воспитателей и врачей немецким доктором психиатрии Гельминой Гуг-Гельмут в 20 30-х годах [48]. Ее взгляды несколько отличаются от предыдущих мнений представителей психоаналитической теории. Она обозначает общий возврат к уже пережитой фазе развития как регрессию. И в противоположность ей говорит об инфантилизме, «когда развитие останавливается на какой-нибудь детской стадии, например, привычка семилетней девочкой пить молоко только через соску. В то время как явления психического инфантилизма встречаются исключительно у дебильных и имбецильных детей и взрослых, регрессии играют часто значительную роль у духовно высокоразвитых невротических личностей» [48, С.36]. Мы видим, что для ученой регрессия и инфантилизм это две противоположные вещи. Инфантилизм не встречается у людей с сохранным интеллектом. Это явление распространяется на умственно отсталых. Таким образом, представители психоаналитического направления, рассматривая проблему инфантилизма, предложили собственное видение |