37 4. Неприятие личностью всякой упорядоченности, организованности жизни, ее суровой необходимости, непреложности ее внутренних закономерностей. Неспособность к целенаправленному волевому усилию, нежелание ограничить растекающуюся в хаос чувственность вырабатывает установку на истерическиагрессивное отрицание всего иного. 5. Импульсивный, взрывчатый, иррациональный характер поведения, сознательнопротивопоставляемый последовательности и целеустремленности, связности и осмысленности поведения. Желание получить «рай немедленно». 6. Мистический гедонизм. Культ чувственного, физиологическителесного удовольствия, высшей формой которого выступает оргазм, а условием и подлинным содержанием освобождение индивида от личностно-духовных, этическинравственных измерений и определений. Удовольствие как средство освобождения индивида от чувства самотождественности, сознания и самосознания, и как единственный способ расстаться со своей индивидуальной определенностью. Поиск «кайфа», «праздно шатающаяся фантазия» [85, С.220]. Сформированный А.Ф. Мельниковой и Г.Е. Сухаревой термин «искусственная инфантилизация», в дальнейшем, привел к изучению социально-психологической природы инфантилизма, и нашел свое отражение в появлении нового понятия «социальный инфантилизм» [114]. «Социальный инфантилизм» понимают, как отставание социального взросления подростков от биологического взросления, что свидетельствует о нарушении механизма включения молодого поколения в жизнь взрослых, предполагающее принятие им на себя новых обязанностей и обязательств. Термин «социальный инфантилизм» в большей степени относится учеными к молодежной возрастной группе. Известный советский психолог К.К. Платонов в начале 80-х годов XX века сформулировал свое видение инфантилизма. «Инфантилизм термин, имеющий два значения, противоположных акселерации: 1) замедленное развитие организма, определяющее задержку созревания личности, как явление психопатологии; 2) задержка нравственного и социального созревания личности как результат деформации условий ее жизни, неправильного воспитания и собственной пассивности» [206, С.34]. Согласно К.К. Платонову, инфантилизм является предметом изучения, как патопсихологии, так и социальной психологии. |
способствует формированию незрелой личности, так как именно в труде появляется ответственность и другие проявления «взрослости». А незрелость приводит молодых людей к искусственной инфантилизации. Поэтому инфантильная молодежь не желает трудиться уже в силу чисто психологических причин: несформированность необходимой трудовой мотивации, преобладание потребительских ценностей и др. Ю.Н. Давыдов в качестве следующей причины и следствия инфантилизации общества выделяет обесценивание семейных ценностей и увеличение неполных, проблемных семей. Если мальчики воспитывались на примере женских ролей из-за отсутствия в ней мужчин или из-за их пассивной роли, то это ведет к инфантилизации их сыновей. Представляются интересными социально-психологические признаки личности инфантила, данные автором: 1. Стремление к отчужденности, импульсивность, немотивированность поведения, сумятица мыслей. 2. Полное отсутствие стремления, силы, способности к волевому самоутверждению и самоопределению. Понятие воли, волевого активного начала отсутствуют. 3. Установка на размытую, аморфную, растекающуюся и хаотическую чувственность. Унисекс, хаос в сексуальных связях, промискуитет, отказ от признания реальности половых различий и т.д. (из-за слабости воли и стремлению к удовольствию). Инфляция сексуальности. 4. Неприятие всякой упорядоченности, организованности жизни, ее суровой необходимости, непреложности ее внутренних закономерностей. Неспособность к целенаправленному волевому усилию, нежелание ограничить растекающуюся в хаос чувственность вырабатывает установку на истерически-агрессивное отрицание всего иного. 5. Импульсивный, взрывчатый, иррациональный характер поведения, сознательно противопоставляемый последовательности и целеустремленности, связности и осмысленности поведения. Желание 44 получить «рай немедленно». 6. Мистический гедонизм. Культ чувственного, физиологическителесного удовольствия, высшей формой которого выступает оргазм, а условием и подлинным содержанием освобождение индивида от личностно-духовных, этически-нравственных измерений и определений. Удовольствие как средство освобождения индивида от чувства самотождественности, сознания и самосознания, и как единственный способ расстаться со своей индивидуальной определенностью. Поиск «кайфа», «праздно шатающаяся фантазия» [53, С.220]. Введенное А.Ф. Мельниковой и Г.Е. Сухаревой понятие «искусственной инфантилизации», по нашему мнению, в дальнейшем, привело к изучению социально-психологической природы инфантилизма, и нашла свое отражение в появлении нового понятия «социальный инфантилизм» [80]. Его понимают как отставание социального взросления молодежи от биологического взросления, что свидетельствует о нарушении механизма включения молодого поколения в жизнь взрослых, которое предполагает принятие им на себя новых обязанностей и обязательств. Мы видим, что термин «социальный инфантилизм» в большей степени относится учеными к молодежной возрастной группе. Известный советский психолог К.К. Платонов в начале 80-х годов XX века сформулировал свое видение инфантилизма. «Инфантилизм термин, имеющий два значения, противоположных акселерации: 1) замедленное развитие организма, определяющее задержку созревания личности, как явление психопатологии; 2)задержка нравственного и социального созревания личности как результат деформации условий ее жизни, неправильного воспитания и собственной пассивности» [159, С.34]. Таким образом, инфантилизм является предметом изучения, как патопсихологии, так и социальной психологии. В период с 80-х годов по конец XX столетия в нашей стране 45 мотивационного поля создает предпосылки для более обоснованного принятия решений и формирования намерений, что приводит к более разумному и адекватному поведению [74]. Борьба мотивов это борьба между «не хочу» и «надо». У незрелой личности молодого безработного проявляются многие «хочу» и редко встречается «надо». Происходит столкновение разных «хочу». При этом наблюдается нерешительность в любом жизненном выборе. Важно указать на связь мотивации и воли, которые неразрывно связаны между собой. В ситуациях совпадения исходной мотивации и сознательного намерения сила мотива и волевое усилие дополняют друг друга, повышая эффективность деятельности [189]. Обычно преобладает мотив получения удовольствия, гедонизм. В возрастной психологии выделяют линии онтогенеза молодежи [120]. В частности выделяют гедонистически направленную личность молодого человека. Так, при гедонистической направленности личности она не способна к овладению профессией. Даже если приходится работать, то проявляется крайне несерьезное отношение к работе. Такая направленность личности связана с установкой на паразитическое существование, которое пытается вести за счет родителей, либо обеспечить его в браке. Если данные варианты не удаются, то гедонистическая установка реализуется путем той или иной деятельности случайных заработков, не слишком обременительной неквалифицированной работы. У инфантильных молодых людей преобладает культ чувственного, физиологически-телесного удовольствия даже в связи с работой. Удовольствие как средство освобождения индивида от чувства самотождественности, сознания и самосознания и как единственный способ расстаться со своей индивидуальной определенностью. Поиск «кайфа», «праздно шатающаяся фантазия» [53, С.220]. Желание получить «рай немедленно». В частности, желание ничего не делая, заработать «миллион». У инфантилов существует установка на размытую, аморфную, 77 |