Проверяемый текст
Апраксина, Нина Дмитриевна. Преодоление учебно-профессионального инфантилизма студентов в процессе социокультурного развития в вузе (Диссертация 2008)
[стр. 47]

47 фиксируемые.
Так и получается, что человек живет в мире перевернутых ценностей и ему остается надеяться только на себя.
А это, возможно, необратимо трансформирует его социальное видение и социальную психику.
Перед ним встает волнующая проблема: в какой мере
он как личность способен творить свою жизнь и выполнять предъявляемые к нему требования, далеко не всегда адекватные его интересам и целям.
Общество «опекает» человека от рождения до смерти.
Оно вмешивается в его жизнь, навязывает ему свои законы и нормы поведения; повелевает его мыслями, подчиняя общим культурным шаблонам.

[25].
А.И.
Арнольдов подчеркивает: что большая опасность таится в том, что в результате происходящих социальных
коллизий человек теряет не только веру в себя, но и вообще интерес к самому себе.
Рождается особый социальный тип человека, человек схема, равнодушный ко всему окружающему, к природе, духовным ценностям.
И далее автор указывает, что большинство людей негативно и даже враждебно относятся к людям, выдающимся, необычным, творческим.
Подавляющее большинство всегда лишено творческих качеств, их творческий потенциал ограничен и беден, им чужд «порыв духа», они ближе к рутине, к сохранению в себе старого, однообразного, монотонного и предъявлять им поэтому поводу какие-то требования по
меньшей мере наивно, несерьезно.
[25].
Вместе с тем, стремясь побороть подобный гнет социального влияния, личность способна занять жестко негативную позицию по отношению к разделяемым социумом ценностям,
и тем самым, демонстрировать модель учебнопрофессионального инфантилизма в форме активного противодействия и/или неприятия норм и ценностей образовательного и профессионального социума.
[18;19;25].
А.В.
Петровский подчеркивает, что можно в подробностях описать психические качества, процессы и состояния героя или злодея, но вне
деяния ими совершаемых, никто из них как личность не предстанет.
Деяния же могут быть совершены только в сообществе людей, в реальных социальных отношениях, которые и творят, и сохраняют его как личность.

[204].
Отправной точкой решения проблемы является положение о том, что регулирующим началом подготовки к профессиональной деятельности должна выступать идеальная модель профессиональной деятельности и модель специалиста.
Отсюда вытекают два основных тезиса, основанных на положениях системнодеятельностного подхода (В.Д.
Шадриков), согласно которому профессионализация
[стр. 84]

Поэтому существующие определенные отклонения от принятых культурных и социальных норм можно разделить на три составляющих: девиация, т.е.
нарушение разделяемых социальным большинством основополагающих норм и принципов жизнедеятельности общества, выражающаяся, прежде всего, в неосознанном нарушении данных норм; осознанное нарушение норм, выражающееся в формировании целостной системы убеждений, частично или полностью отрицающей данные нормы, но формирующей им взамен сходные по принципу и месту действия; протестное нарушение норм, выражающееся в отказе от существующих порядков, без привнесения взамен им аргументированных форм социального¥ бытия.
Таким образом, в контексте исследуемой нами проблемы именно последний вид отклонений является наиболее показательным для изучения явления учебно-профессионального инфантилизма.
Студент, адекватно понимая Г нормы и ценности образовательного и профессионального социума, стремится противопоставить себя им, при этом подобное протестное поведение самоцен% но для студента само по себе, а не по достигаемому результату.
На наш взгляд, данная категория отклонений от существующих норм является наиболее опасной, так как характеризует активное деятельностное начало, сущностным наполнением которого выступают сознательное противопоставление и отрицание.
Подобное поведение объяснимо с точки зрения особенностей социального общежития.
А.И.
Арнольдов (8) отмечает, что человек современного общества постоянно живет на ограничителе: то от него требуется правильное социальное происхождение, то возрастной ценз.
Важна «правильная анкета», но ни ум, ни талант в анкете не фиксируются.
Так и получается, что человек живет в мире перевернутых ценностей, и ему остается надеяться только на себя.
А это, возможно, необратимо трансформирует его социальное видение и социальную психику.
Перед ним встает волнующая проблема, в какой мере
личность способна творить свою жизнь и выполнять предъявляемые к ней требования, да84

[стр.,85]

леко не всегда адекватные ее интересам и целям.
Общество «опекает» человека от рождения до смерти.
Оно вмешивается в его жизнь, навязывает ему свои законы и нормы поведения; повелевает его мыслями, подчиняя общим культурным шаблонам.

А.И.
Арнольдов подчеркивает, что большая опасность таится в том, что в результате происходящих социальных
коллизии человек теряет не только веру в себя, но и вообще интерес к самому себе.
Рождается особый социальный тип человека, человек-схема, равнодушный ко всему окружающему, к природе, духовным ценностям.
И далее автор указывает, что большинство людей негативно и даже враждебно относятся к людям выдающимся, необычным, творческим.
Подавляющее большинство всегда лишено творческих качеств, их творческий потенциал ограничен и беден, им чужд «порыв духа», они ближе к рутине, к сохранению в себе старого, однообразного, монотонного, и предъявлять им по этому поводу какие-то требования по
менынеимере наивно, несерьезно.
Вместе с тем, стремясь побороть подобный гнет социального влияния, личность способна занять жестко негативную позицию по отношению к разделяемым социумом ценностям.

Она тем самым демонстрирует проявление учебно-профессионального инфантилизма в форме активного противодействия и/или непринятия норм и ценностей образовательного и профессионального социума.
Учебно-профессиональный инфантилизм выступает продуктом подобных «ограничителей», стереотипов бытия.
При этом важным критерием диагностики учебно-профессионального инфантилизма являются: негативное отношение студентов к своим сокурсникам, стремящимся достигать высоких результатов, демонстрирующим стремление к освоению знании; негативное отношение к существующим формальным нормам и ценностям образовательного социума, формам работы и взаимодействия педагогов и студентов; 85

[стр.,86]

активно-агрессивные протестные поведенческие модели.
Педагогические и психологические теории акцентировали внимание на анализе социальных качеств человека, которые стремились направлять на стабилизацию социальной системы.
При этом, однако, упускались из виду эмоционально-духовные основы жизни человека, его субъективное видение и отражение окружающей действительности.
Игнорировались субъективные стороны системного феномена человека, что ограничивало возможности его всестороннего комплексного изучения (Б.М.
Бим-Бад, В.П.
Зинченко и др.).
А.В.
Петровский подчеркивает, что можно в подробностях описать психические качества, процессы и состояния героя или злодея, но вне
деяний ими совершаемых никто из них как личность не предстанет.
Деяния же могут быть совершены только в сообществе людей, в реальных социальных отношениях, которые и творят, и сохраняют его как личность.

Таким образом, для того чтобы сформировать эффективную систему преодоления и профилактики учебно-профессионального инфантилизма, необходимо выделить особенности и уровни проявления данного феномена в условиях обучения студентов в вузе.
Мы можем выделить три основных уровня проявления учебно-профессионального инфантилизма студентов.
1.
Развитие ранее сформировавшейся деструктивной стратегии жизнедеятельности в социуме и семье.
Причин наличия подобной стратегии может быть несколько: негативная обстановка в семье, неполноценная семья, влияние криминальных и неформальных социальных образований («влияние улицы») и многое другое.
Речь в данном случае идет, прежде всего, о тех студентах, которые педагогом могут быть диагностированы как неблагополучные, так называемые «трудные».
Учебно-профессиональный инфантилизм, таким образом, выступает как форма жизнедеятельности, как метод ухода от угрожающих воздействий окружающей среды, как метод самозащиты.
2.
Реакция студента на педагогическое воздействие взрослых, прежде всего родителей и педагогов вуза, в целях воспроизводства уже известных и

[Back]