47 фиксируемые. Так и получается, что человек живет в мире перевернутых ценностей и ему остается надеяться только на себя. А это, возможно, необратимо трансформирует его социальное видение и социальную психику. Перед ним встает волнующая проблема: в какой мере он как личность способен творить свою жизнь и выполнять предъявляемые к нему требования, далеко не всегда адекватные его интересам и целям. Общество «опекает» человека от рождения до смерти. Оно вмешивается в его жизнь, навязывает ему свои законы и нормы поведения; повелевает его мыслями, подчиняя общим культурным шаблонам. [25]. А.И. Арнольдов подчеркивает: что большая опасность таится в том, что в результате происходящих социальных коллизий человек теряет не только веру в себя, но и вообще интерес к самому себе. Рождается особый социальный тип человека, человек схема, равнодушный ко всему окружающему, к природе, духовным ценностям. И далее автор указывает, что большинство людей негативно и даже враждебно относятся к людям, выдающимся, необычным, творческим. Подавляющее большинство всегда лишено творческих качеств, их творческий потенциал ограничен и беден, им чужд «порыв духа», они ближе к рутине, к сохранению в себе старого, однообразного, монотонного и предъявлять им поэтому поводу какие-то требования по меньшей мере наивно, несерьезно. [25]. Вместе с тем, стремясь побороть подобный гнет социального влияния, личность способна занять жестко негативную позицию по отношению к разделяемым социумом ценностям, и тем самым, демонстрировать модель учебнопрофессионального инфантилизма в форме активного противодействия и/или неприятия норм и ценностей образовательного и профессионального социума. [18;19;25]. А.В. Петровский подчеркивает, что можно в подробностях описать психические качества, процессы и состояния героя или злодея, но вне деяния ими совершаемых, никто из них как личность не предстанет. Деяния же могут быть совершены только в сообществе людей, в реальных социальных отношениях, которые и творят, и сохраняют его как личность. [204]. Отправной точкой решения проблемы является положение о том, что регулирующим началом подготовки к профессиональной деятельности должна выступать идеальная модель профессиональной деятельности и модель специалиста. Отсюда вытекают два основных тезиса, основанных на положениях системнодеятельностного подхода (В.Д. Шадриков), согласно которому профессионализация |
Поэтому существующие определенные отклонения от принятых культурных и социальных норм можно разделить на три составляющих: девиация, т.е. нарушение разделяемых социальным большинством основополагающих норм и принципов жизнедеятельности общества, выражающаяся, прежде всего, в неосознанном нарушении данных норм; осознанное нарушение норм, выражающееся в формировании целостной системы убеждений, частично или полностью отрицающей данные нормы, но формирующей им взамен сходные по принципу и месту действия; протестное нарушение норм, выражающееся в отказе от существующих порядков, без привнесения взамен им аргументированных форм социального¥ бытия. Таким образом, в контексте исследуемой нами проблемы именно последний вид отклонений является наиболее показательным для изучения явления учебно-профессионального инфантилизма. Студент, адекватно понимая Г нормы и ценности образовательного и профессионального социума, стремится противопоставить себя им, при этом подобное протестное поведение самоцен% но для студента само по себе, а не по достигаемому результату. На наш взгляд, данная категория отклонений от существующих норм является наиболее опасной, так как характеризует активное деятельностное начало, сущностным наполнением которого выступают сознательное противопоставление и отрицание. Подобное поведение объяснимо с точки зрения особенностей социального общежития. А.И. Арнольдов (8) отмечает, что человек современного общества постоянно живет на ограничителе: то от него требуется правильное социальное происхождение, то возрастной ценз. Важна «правильная анкета», но ни ум, ни талант в анкете не фиксируются. Так и получается, что человек живет в мире перевернутых ценностей, и ему остается надеяться только на себя. А это, возможно, необратимо трансформирует его социальное видение и социальную психику. Перед ним встает волнующая проблема, в какой мере личность способна творить свою жизнь и выполнять предъявляемые к ней требования, да84 леко не всегда адекватные ее интересам и целям. Общество «опекает» человека от рождения до смерти. Оно вмешивается в его жизнь, навязывает ему свои законы и нормы поведения; повелевает его мыслями, подчиняя общим культурным шаблонам. А.И. Арнольдов подчеркивает, что большая опасность таится в том, что в результате происходящих социальных коллизии человек теряет не только веру в себя, но и вообще интерес к самому себе. Рождается особый социальный тип человека, человек-схема, равнодушный ко всему окружающему, к природе, духовным ценностям. И далее автор указывает, что большинство людей негативно и даже враждебно относятся к людям выдающимся, необычным, творческим. Подавляющее большинство всегда лишено творческих качеств, их творческий потенциал ограничен и беден, им чужд «порыв духа», они ближе к рутине, к сохранению в себе старого, однообразного, монотонного, и предъявлять им по этому поводу какие-то требования по менынеимере наивно, несерьезно. Вместе с тем, стремясь побороть подобный гнет социального влияния, личность способна занять жестко негативную позицию по отношению к разделяемым социумом ценностям. Она тем самым демонстрирует проявление учебно-профессионального инфантилизма в форме активного противодействия и/или непринятия норм и ценностей образовательного и профессионального социума. Учебно-профессиональный инфантилизм выступает продуктом подобных «ограничителей», стереотипов бытия. При этом важным критерием диагностики учебно-профессионального инфантилизма являются: негативное отношение студентов к своим сокурсникам, стремящимся достигать высоких результатов, демонстрирующим стремление к освоению знании; негативное отношение к существующим формальным нормам и ценностям образовательного социума, формам работы и взаимодействия педагогов и студентов; 85 активно-агрессивные протестные поведенческие модели. Педагогические и психологические теории акцентировали внимание на анализе социальных качеств человека, которые стремились направлять на стабилизацию социальной системы. При этом, однако, упускались из виду эмоционально-духовные основы жизни человека, его субъективное видение и отражение окружающей действительности. Игнорировались субъективные стороны системного феномена человека, что ограничивало возможности его всестороннего комплексного изучения (Б.М. Бим-Бад, В.П. Зинченко и др.). А.В. Петровский подчеркивает, что можно в подробностях описать психические качества, процессы и состояния героя или злодея, но вне деяний ими совершаемых никто из них как личность не предстанет. Деяния же могут быть совершены только в сообществе людей, в реальных социальных отношениях, которые и творят, и сохраняют его как личность. Таким образом, для того чтобы сформировать эффективную систему преодоления и профилактики учебно-профессионального инфантилизма, необходимо выделить особенности и уровни проявления данного феномена в условиях обучения студентов в вузе. Мы можем выделить три основных уровня проявления учебно-профессионального инфантилизма студентов. 1. Развитие ранее сформировавшейся деструктивной стратегии жизнедеятельности в социуме и семье. Причин наличия подобной стратегии может быть несколько: негативная обстановка в семье, неполноценная семья, влияние криминальных и неформальных социальных образований («влияние улицы») и многое другое. Речь в данном случае идет, прежде всего, о тех студентах, которые педагогом могут быть диагностированы как неблагополучные, так называемые «трудные». Учебно-профессиональный инфантилизм, таким образом, выступает как форма жизнедеятельности, как метод ухода от угрожающих воздействий окружающей среды, как метод самозащиты. 2. Реакция студента на педагогическое воздействие взрослых, прежде всего родителей и педагогов вуза, в целях воспроизводства уже известных и |