Проверяемый текст
Тилинина Татьяна Валентиновна. Специфика заблуждений в социальном познании (Диссертация 1998)
[стр. 100]

100 естественных.
Однако, с точки зрения объективности такого
крупнейшего методолога науки, как К.
Поппер, научная объективность невозможна в полной мере и в естествознании.
Так, с традиционной точки зрения, «недостатком объективности можно пренебречь в естественных науках, которые почти свободны от страстей; в социальных же науках, где замешаны социальные предрассудки, классовые предубеждения и личные интересы, недостаток объективности может оказаться
фатальным»[72].
Однако, тут же замечает К.
Поппер, «эта доктрина не учитывает того факта, что сухость и отвлеченность предмета естественных наук не может уберечь убеждений отдельного ученого от предвзятости и своекорыстия и что если бы ученый был беспристрастен, то наука, даже естественная наука, была бы совершенно невозможна»[73].
Это значит, что и для естественных наук не чужды заблуждения.
Определенный интерес представляет позиция К.
Поппера по вопросу о роли субъективных пристрастий в
научном познании, в том числе и в социальном познании.
Так, в «Дополнениях» по второму тому книги «Открытое общество и его враги» он отмечает, что никто не свободен от субъективного пристрастия в познавательном процессе.
Почему? Да по той простой причине, что каждый человек «видит своих богов и свой мир со своей собственной точки зрения, согласно традициям своего общества и полученному воспитанию»[74].
Однако, Поппер не согласен с теми, кто считает, что, например, национальность людей, их историческое происхождение или эпоха, в которую они живут, их классовый интерес, язык и т.п.
факторы представляют собой «непреодолимый барьер для объективности».
Отвергая это представление, Поппер указывает, что мы действительно не можем избавиться от пристрастий.
«Однако нет никакой необходимости принимать сам этот аргумент и тем более релятивистские следствия из него.
Во-первых, мы можем постепенно избавляться от части наших пристрастий, критически мысля сами и прислушиваясь к критике других...
Во-вторых, фактом является
[стр. 57]

57 но-патриотические чувства, национальное самосознание, генетические, этнические, культурные особенности каких-либо социальных групп, эти исторические концепции и общественно-политические теории не оставят равнодушными большинство членов общества и вызовут бурную эмоциональную реакцию.
Поэтому для общественных наук в гораздо большей степени, чем для естествознания необходим плюрализм идей и концепций, объяснений и интерпретаций.
Дело здесь не столько в недостаточной обоснованности положений обществознания, сколько в психологической избирательности людей к тем или иным теориям.
Конечно, требование объективности не может быть проведено в общественных науках с той неукоснительной твердостью, как в естественных.
Однако, с точки зрения объективности такого
методолога науки, как К.
Поппер, научная объективность невозможна в полной мере и в естествознании.
Так, с традиционной точки зрения, «недостатком объективности можно пренебречь в естественных науках, которые почти свободны от страстей; в социальных же науках, где замешаны социальные предрассудки, классовые предубеждения и личные интересы.
недостаток объективности может оказаться
фатальным».1 Но «эта доктрина не учитывает того факта, что сухость и отвлеченность предмета естественных наук не может уберечь убеждений отдельного ученого от предвзятости и своекорыстия и что если бы ученый был беспристрастен, то наука, даже естественная наука, была бы совершенно невозможна».1 2 Определенный интерес представляет позиция К.
Поппера по вопросу о роли субъективных пристрастий в
познании (в том числе и в социальном).
Так, в «Дополнениях» но второму тому книги «Открытое 1 Поппер К.
Нищета историцизма //Вопросы философии.
1992.
N98, с.54.
2 Поппер К.
Нищета историцизма //Вопросы философии.
1992.
№10, с.55.


[стр.,58]

общество и его враги» он отмечает, что никто не свободен от субъективного пристрастия.
Почему? Да по той простой причине, что каждый человек «видит своих богов и свой мир» со своей собственной точки зрения, согласно традициям своего общества и полученному воспитанию.
Однако, Поппер не согласен с теми, кто считает, что, например, национальность людей, их историческое происхождение или эпоха, в которую они живут, их классовый интерес, язык и т.п.
факторы представляют собой «непреодолимый барьер для объективности».
Отвергая это представление, Поппер указывает, что мы действительно не можем избавиться от пристрастий.
«Однако нет никакой необходимости принимать сам этот аргумент и тем более релятивистские следствия из него.
Во-первых, мы можем постепенно избавляться от части наших пристрастий, критически мысля сами и прислушиваясь к критике других...
Во-вторых, фактом является
то, что люди с крайне различными культурными предпосылками могут вступать в плодотворную дискуссию при условии, что они заинтересованы в приближении к истине и готовы выслушивать друг друга и учиться друг у друга».1 По мнению К.
Поппера, в социальных науках объективности достичь сложнее, чем в естествознании, поскольку объективность означает свободу от оценок, а социальные науки лишь в редчайших случаях могут подойти к свободе от оценок и объективности.
Можно лишь добавить, что вряд ли вообще такое возможно в действительности.
Ведь и сам Поппер фактически признает, что «...совершенно неправомерно предполагать, будто объективность науки зависит от объективности ученых.
И уж совершенно неприемлемо мнение, будто естествоиспытатель объективнее социального ученого.
Естествоиспытатель столь же 1 Поппер К.
Открытое общество и его враги.
В 2-х т.
М., 1992, т.2, с.463.
58

[Back]