Проверяемый текст
Тилинина Татьяна Валентиновна. Специфика заблуждений в социальном познании (Диссертация 1998)
[стр. 101]

101 то, что люди с крайне различными культурными предпосылками могут вступать в плодотворную дискуссию при условии, что они заинтересованы в приближении к истине и готовы выслушивать друг друга и учиться друг у друга»[75].
По мнению К.
Поппера, в социальных науках объективности достичь сложнее, чем в естествознании, поскольку объективность означает свободу от оценок, а социальные науки лишь в редчайших случаях могут подойти к свободе от оценок и объективности.
Можно лишь добавить, что вряд ли вообще такое возможно в действительности.
Ведь и сам Поппер фактически признает, что «совершенно неправомерно предполагать, будто объективность науки зависит от объективности ученых.
И уж совершенно неприемлемо мнение, будто естествоиспытатель объективнее социального ученого.
Естествоиспытатель столь же
партиен, как и все прочие люди и, к сожалению, если он не принадлежит к тем немногим, кто постоянно выдвигает новые идеи, он обычно крайне односторонен и партиен в отстаивании своих собственных идей»[76].
Научная объективность, в том числе и в обществознании, по Попперу, заключается в том, что ко всякой теории, претендующей быть научной, необходимо применять критический метод, а также в утверждении того, что ни одна теория не может быть свободна от
сомнения и критической проверки.
Объективность в науке он рассматривает не как индивидуальное дело отдельных ученых, а как общественное дело взаимной критики и разделения труда.
Кроме того, научная объективность
во многом зависит от целого ряда общественных, идеологических, национальных и политических факторов, которые способствуют (или, наоборот, препятствуют) философским и социологическим исследованиям.
Надо согласиться с мнением К.
Поппера о том, что «лишить ученого партийности невозможно, не лишив его одновременно человечности.
Точно так же мы не можем запретить ему оценивать или ломать его оценки, не сломав его ранее как человека и как
[стр. 58]

общество и его враги» он отмечает, что никто не свободен от субъективного пристрастия.
Почему? Да по той простой причине, что каждый человек «видит своих богов и свой мир» со своей собственной точки зрения, согласно традициям своего общества и полученному воспитанию.
Однако, Поппер не согласен с теми, кто считает, что, например, национальность людей, их историческое происхождение или эпоха, в которую они живут, их классовый интерес, язык и т.п.
факторы представляют собой «непреодолимый барьер для объективности».
Отвергая это представление, Поппер указывает, что мы действительно не можем избавиться от пристрастий.
«Однако нет никакой необходимости принимать сам этот аргумент и тем более релятивистские следствия из него.
Во-первых, мы можем постепенно избавляться от части наших пристрастий, критически мысля сами и прислушиваясь к критике других...
Во-вторых, фактом является то, что люди с крайне различными культурными предпосылками могут вступать в плодотворную дискуссию при условии, что они заинтересованы в приближении к истине и готовы выслушивать друг друга и учиться друг у друга».1 По мнению К.
Поппера, в социальных науках объективности достичь сложнее, чем в естествознании, поскольку объективность означает свободу от оценок, а социальные науки лишь в редчайших случаях могут подойти к свободе от оценок и объективности.
Можно лишь добавить, что вряд ли вообще такое возможно в действительности.
Ведь и сам Поппер фактически признает, что «...совершенно неправомерно предполагать, будто объективность науки зависит от объективности ученых.
И уж совершенно неприемлемо мнение, будто естествоиспытатель объективнее социального ученого.
Естествоиспытатель столь же
1 Поппер К.
Открытое общество и его враги.
В 2-х т.
М., 1992, т.2, с.463.
58

[стр.,59]

59 партиен, как и все прочие люди и, к сожалению, если он не принадлежит к нем немногим, кто постоянно выдвигает новые идеи, он обычно крайне односторонен и партиен в отстаивании своих собственных идей».1 Научная объективность, в том числе и в обществознании, по Попперу, заключается в том, что ко всякой теории, претендующей быть научной, необходимо применять критический метод; а также в утверждении того, что ни одна теория не может быть свободна от критической проверки.
Объективность в науке он рассматривает не как индивидуальное дело отдельных ученых, а как общественное дело взаимной критики и разделения труда.
Кроме того, научная объективность
зависит от целого ряда общественных, идеологических и политических факторов, которые способствуют (или, наоборот, препятствуют) социологическим исследованиям.
Надо согласиться с мнением К.
Поппера о том, что «...лишить ученого партийности невозможно, не лишив его одновременно человечности.
Точно так же мы не можем запретить ему оценивать или ломать его оценки, не сломав его ранее как человека и как
ученого...Объективный и свободный от ценностей ученый не является идеальным ученым.
Без страсти вообще ничего не движется, и уж тем более чистая наука».1 2 Ученый не может быть независим вообще.
Живя в обществе, в государстве человек не может быть принципиально независимым.
Но быть политически независимым он может, если не будет проводить в жизнь и в науку мысли и идеи, которые приказывают провести.
Думай, как тебе говорят, и делай, как тебе сказали это принцип ярчайшего 1 Поппер К.
Логика социальных наук //Вопросы философии.
1992, ДЬ 10, с.70.
2 Там же с.71.

[Back]