108 приобретает все большее сходство с оригиналом. При более детальном проникновении в структуру науки и в процессы ее развития все более подтверждается то, что научная теория опирается на фундамент абстрактных понятий и величин, создает систему идеализированных объектов, часто весьма далеких от известной реальности. Говорить можно лишь о соответствии научных теорий результатам наблюдений и экспериментов, об их проверке подтверждении или опровержении. Первоначально логическим позитивистам казалось, что можно добиться полного и окончательного подтверждения хотя бы некоторых предложений языка науки, и это даст нам основание считать, что такие предложения соответствуют фактам, то есть истинны. Однако в случае научных предложений или теорий для полного подтверждения нам требуется проверить бесконечное число отдельных случаев. Ясно, что это невозможно, и самое большее, на что можно рассчитывать, так это лишь на частичное подтверждение. У К. Поппера еще сохраняется понятие истины. По его мнению, полное подтверждение невозможно, а частичное вообще не имеет никакой цены, ибо подтвердить можно что угодно. Ценно опровержение, ведь оно указывает на заблуждение и позволяет исключить его. Для К. Поппера идея истины является регулятивным идеалом, побуждающим ученых отбрасывать опровергнутые теории и создавать новые. Следовательно, есть возможность установить заблуждение и исключить его (хотя нет возможности установить истину). Однако приходится признать, что всякая новая теория противоречит тем или иным фактам, следовательно, должна быть отброшена. В рамках ведущих представителей философии науки 2-й половины XX века Т. Куна, И. Лакатоса, С. Тулмина и др. понятие истины уже не встречается. А П. Фейерабенд прямо объявил истину зловредным монстром, который должен быть изгнан из науки и философии. Однако, если отбросить понятие истины из философскометодологического анализа, то возникают серьезные последствия, |
201 портрет на оригинал, и наивная теория отражения, считающая, что в ходе познания в портрет реальности вносятся дополнительные черты, он исправляется и приобретает все большее сходство с оригиналом. При более детальном проникновении в структуру науки и в процессы ее развития все более подтверждается то, что научная теория опирается на фундамент абстрактных понятий и величин, создает систему идеализированных объектов, часто весьма далеких от известной реальности. Говорить можно лишь о соответствии научных теорий результатам наблюдений и экспериментов, об их проверке подтверждении или опровержении. Первоначально логическим позитивистам казалось, что можно добиться полного и окончательного подтверждения хотя бы некоторых предложений языка науки, и это даст нам основание считать, что такие предложения соответствуют фактам, т.е. истинны. Однако в случае научных предложений или теорий для полного подтверждения нам требуется проверить бесконечное число отдельных случаев. Ясно, что это невозможно, и самое большее, на что можно рассчитывать, это частичное подтверждение. У К. Поппера еще сохраняется понятие истины. По его мнению, полное подтверждение невозможно, а частичное вообще не имеет никакой цены, ибо подтвердить можно что угодно. Ценно опровержение, ведь оно указывает на заблуждение и позволяет исключить его. Для К. Поппера идея истины является регулятивным идеалом, побуждающим ученых отбрасывать опровергнутые теории и создавать новые. Следовательно, есть возможность установить заблуждение и исключить его (хотя нет возможности установить истину). Однако приходится признать, что всякая новая теория противоречит тем или иным фактам, следовательно, должна быть отброшена. «В рамках ведущих представителей философии науки 2-й половины XX в. Т.Куна, И.Лакатоша, С.Тулмина и др. понятие истины уже 202 не встречается. А П.Фейерабенд прямо объявил истину зловредным монстром, который должен быть изгнан из науки и философии».1 Однако, если отбросить понятие истины из философскометодологического анализа, то возникают серьезные последствия, затрагивающие многие гносеологические проблемы: лишаются смысла понятия доказательства, опровержения, спора и дискуссии. С отменой понятия истины допустимо и формально-логическое противоречие, происходит разрушение логической стороны мышления. Без понятия истины становится ненужным и само понятие познания. Что такое познание, если оно не несет истины? Отказ от понятия истины ведет к отказу от понятия «прогресс науки». Далее, истина играет немалую роль в этической мотивации поведения людей. Люди поступают вопреки своим интересам во имя своих убеждений, которые они считают истинными. Понятие истины необходимо для характеристики как естественнонаучных достижений, так и для социальных наук, хотя в последнем случае в силу описанной выше специфики обществознания понятие истины нагружается аксиологической характеристикой и сближается с понятием правды (т.е. истины, соответствующей представлениям субъекта о должном и справедливом). Сказанное позволяет сделать вывод о том, что на этапах неклассической и особенно постнеклассической науки, соответствующих модернистскому и постмодернистскому этапам развития обществознания, категории истины и заблуждения уже не употребляются так однозначно, как эго было свойственно классическому этапу развития естественных и общественных наук, но полностью отказаться от этих категорий невозможно, если продолжать признавать нужность и полезносгь человече1 Никифоров А. Революция в теории познания?//Общественные науки и современность. 1995. №4,с.115. |