Проверяемый текст
Тилинина Татьяна Валентиновна. Специфика заблуждений в социальном познании (Диссертация 1998)
[стр. 112]

112 ценностные позиции социальных субъектов, которые могут как осознавать их (и тогда заблуждения окажутся результатами обмана), так и неосознанно отражать свои интересы в различных социальных теориях, концепциях и установках.
Подобное разделение причин заблуждений возможно лишь в абстракции.
В реальной жизни и в ходе познания объективный и субъективный факторы, гносеологические и социальные предпосылки настолько тесно переплетаются, что их бывает невозможно отделить друг от друга.

Поэтому субъективные причины заблуждений как гносеологического, так и социального характера практически невозможно отделить друг от друга.
Объективной же причиной социальных заблуждений, носящей гносеологический характер, является теоретическое развитие иллюзорной видимости социальной организации, то есть перенесение иллюзий обыденного сознания в теоретические построения ученых-обществоведов.
В тех случаях, когда исследователь
заинтересован в истинном отражении действительности и не стремится сознательно его искажать, возможно появление заблуждений в силу извращенности самой действительности.
Речь идет о таком ее состоянии, которое противоречит разумным принципам организации общественной жизни, обосновывающим наилучшие условия для быстрого и уверенного прогрессивного развития.
Вопрос о том, как общественное сознание может быть ложным, если оно, в конечном счете, определяется общественным бытием и является его отражением, решается обнаружением того факта, что само общественное бытие может быть ложным? Это значит,
по мысли К.
Маркса, что мир человека на определенных этапах истории есть превращенный, отчужденный мир.
Отражение в сознании «неправильности» действительности является адекватной формой ориентации в условиях, которые своей природой требуют такого отражения.
Извращенное сознание оказывается адекватным отражением извращенного мира.
Общество, нуждающееся в превратном миропонимании, неизбежно порождает массу заблуждений, устранение
[стр. 205]

205 дая из них делится, в свою очередь, на две подгруппы заблуждения, вызванные либо объективными, либо субъективными причинами.
Рассмотрим подробную классификацию причин появления применительно именно к заблуждениям в социальном познании.
Гносеологические причины обусловлены своеобразием этой формы постижения действительности и коренятся в противоречивом и бесконечно сложном процессе развития социального объекта (объективный аспект).
Гносеологические же субъективные причины это следствия относительной самостоятельности и активности субъекта, ограниченности его способностей, методов и подходов в познании столь сложного объекта, каким является общество.
Объективными социальными причинами являются ограниченность практики и познания, относительная незавершенность и их незрелость или «ущербность».
Субъективными узко-групповые интересы и ценностные позиции социальных субъектов, которые могут как осознавать их (тогда заблуждения окажутся результатами обмана), так и неосознанно отражать свои интересы в различных социальных теориях, концепциях и установках.
Подобное разделение причин заблуждений возможно лишь в абстракции.
В реальной жизни и в ходе познания объективный и субъективный факторы, гносеологические и социальные предпосылки настолько тесно переплетаются, что их бывает невозможно отделить друг от друга.

Субъективные причины заблуждений как гносеологического, так и социального характера
подробно рассматривались в параграфе 2 главы 1.
Эти же причины характерны и для заблуждений в социальном познании.
Здесь представляется уместным более подробно рассмотреть некоторые специфические источники заблуждений в обществознании.
Объективной причиной, носящей гносеологический характер, является теоретическое развитие иллюзорной видимости социальной организации, т.е.
перенесение иллюзий обыденного сознания в теоретические построения ученых-обществоведов.
В тех случаях, когда исследова


[стр.,206]

206 тель заинтересован в истинном отражении действительности и не стремится сознательно его искажать, возможно появление заблуждений в силу извращенности самой действительности.
Речь идет о таком ее состоянии, которое противоречит разумным принципам организации общественной жизни, обосновывающим наилучшие условия для быстрого и уверенного прогрессивного развития.
Вопрос о том, как общественное сознание может быть ложным, если оно, в конечном счете, определяется общественным бытием и является его отражением, решается обнаружением того факта, что само общественное бытие может быть ложным.
Это значит,
что мир человека на определенных этапах истории есть превращенный, отчужденный мир.
Отражение в сознании «неправильности» действительности является адекватной формой ориентации в условиях, которые своей природой требуют такого отражения.
Извращенное сознание оказывается адекватным отражением извращенного мира.
Общество, нуждающееся в превратном миропонимании, неизбежно порождает массу заблуждений, устранение
которых из сознания невозможно без изменения бытия, реальных условий, порождающих их.
Подобная кажимость, имеющая объективные корни в действительности, причина обыденных иллюзий, которые могут развиваться теоретическим сознанием, превращаясь в заблуждения социального познания.
Механизм такого превращения можно описать следующим образом.
Обыденное общественное сознание доставляет теоретику информацию к размышлению.
В этом смысле оно выполняет роль резервуара фактов и первоначальных обобщений, служащих опорой для мысленных конструкций.
Это же обыденное политическое сознание «намекает» теоретику на проблемы, которыми он должен заняться, «подсказывает» их посгановку и варианты возможных решений.
Оно настойчиво рекомендует ему свои оценки событий и предлагает свой язык для того, чтобы

[Back]