Проверяемый текст
Тилинина Татьяна Валентиновна. Специфика заблуждений в социальном познании (Диссертация 1998)
[стр. 116]

116 2.4.
Аксиологическая компонента социальных заблуждений в познавательной деятельности субъекта Отражение какого-либо предмета или явления в сознании (как теоретическом, так и обыденном) опосредствовано уровнем развития предыдущей практики, а также субъективными целями и установками.
Следовательно, объективно истинное отражение
это не застывший слепок с действительности, оно содержит ценностный момент, который подвержен субъективному влиянию.
Истинное знание особенно
же в социальногуманитарных науках дает нам не только адекватное отражение объективного мира, но и определенных субъективных интересов и ценностных ориентаций.
Неистинность в понимании последних ведет к отображению несущественных сторон объекта (даже если оно и адекватно) и, таким образом, к
социальным заблуждениям.
Отражение действительности только тогда полно и ценно, когда в его содержании правильно отражена структура существенных сторон предмета, и только тогда возникает его истинный образ, который может стать достаточным теоретическим основанием для практического решения конкретной задачи.
В
начальный период своей институализации социально-гуманитарная наука явилась основой формирования новых ценностей.
Ориентация на истину превратилась в ценностную установку Нового времени, вытесняющую ориентацию на религиозные ценности.
Но наука как ценность отличалась от вненаучных ценностей тем, что истина как ценность достигалась в ней путем
устранения какой-либо заинтересованности субъекта познания.
До XIX в.
знания об обществе воспринимали каноны развития естествознания и его ориентацию на объективную истину.
В XIX в.
формируется субъективистская программа обществознания, и специфика общественных наук усматривается в их неразрывной связи с ценностями.
С тех пор анализ социального познания всегда
имманентно включает в себя аксиологическую компоненту.
Теснейшая связь и изначальная обусловленность социального познания
[стр. 122]

122 Можно утверждать, что критерии научности социального познания в основном совпадают с критериями научности вообще, систематизированными В.В.Ильиным.
Но поскольку социальное познание обладает некоторой спецификой (которую нельзя абсолютизировать, но и игнорировать полностью тоже невозможно), несколько специфичны и критерии его научности.
Попытка показать это была предпринята в данном параграфе.
§3.
Истина, ценности и свобода Отражение какого-либо предмета или явления в сознании (как теоретическом, так и обыденном) опосредствовано уровнем развития предыдущей практики, а также субъективными целями и установками.
Следовательно, объективно истинное отражение
не застывший слепок с действительности, оно содержит ценностный момент, который подвержен субъективному влиянию.
Истинное знание особенно
в социально-гуманитарных науках дает не только адекватное отражение объективного мира, но и определенных субъективных интересов.
Неистинность в понимании последних ведет к отображению несущественных сторон объекта (даже если оно и адекватно) и, таким образом, к
обесцениванию добытой истины.
Отражение действительности только тогда полно и ценно, когда в его содержании правильно отражена структура существенных сторон предмета, и только тогда возникает его истинный образ, который может стать достаточным теоретическим основанием для практического решения конкретной задачи.
В
период своей институализации наука явилась основой формирования новых ценностей.
Ориентация на истину превратилась в ценностную установку Нового времени, вытесняющую ориентацию на религиозные ценности.
Но наука как ценность отличалась от вненаучных ценностей тем, что истина как ценность достигалась в ней путем
усгра

[стр.,123]

нения какой-либо заинтересованности субъекта познания.
До XIX в.
знания о обществе воспринимали каноны развития естествознания и его ориентацию на объективную истину.
В XIX в.
формируется субъективистская программа обществознания, и специфика общественных наук усматривается в их неразрывной связи с ценностями.
С тех пор анализ социального познания всегда
включает в себя аксиологический аспект.
Теснейшая связь и изначальная обусловленность социального познания
многообразной системой ценностей значительно усложняет (а не отменяет) постижение истины.
«Вопрос о возможности истины в социальных науках рассматривается в двух ипостасях: в ее ценностноидеологической детерминации, с одной стороны, и в плане обусловленности объектом и методом с другой».1 С точки зрения методологической для социального познания более характерен «индивидуализирующий метод» постижение единичных, уникальных явлений, чем «абстрагирующе-обобщающий» поиск общих законов, характерный для естествознания.
Таким образом, аксиологический аспект в социальном познании занимает важное место.
В естественных же науках основным является вопрос об истине, аксиологические моменты отодвинуты на второй план.
Однако, К.Поппер, например, считает, что «объективность и свобода от ценностей сами являются ценностями.
А так как свобода от ценностей сама представляет собой ценность, то требование безусловной свободы от ценностей парадоксально».1 2 123 1 Коршунов А.М., Мантатов В.В., Диалектика социального познания.
М, 1988, с.77.
2 Поппер К.
Нищета историцизма //Вопросы философии.
1992.
№10, с.77.

[Back]