Проверяемый текст
Тилинина Татьяна Валентиновна. Специфика заблуждений в социальном познании (Диссертация 1998)
[стр. 120]

120 истины, по мнению В.
А.
Курбатова, должны быть рассмотрены не как концепты, противоположные по своей природе, а как философские понятия, выражающие различные, но взаимосвязанные ступени освоения мира человеком, как регулятивы предметно-преобразовательной деятельности человека»[97].
Понятие ценности отражает соответствие (или несоответствие) качеств объекта потребностям общественного субъекта.
Понятие истины характеризует другую сторону отношения субъекта к объекту, прежде всего соответствие знаний об объекте свойствам самого объекта, определенное конкретно-историческими условиями его познания.
Таким образом, можно утверждать, что ценность и истина характеризуют два аспекта субъектнообъектного взаимодействия, в которых реализуется единство практического и теоретического овладения миром, ведь ценностный подход требует обоснования со стороны критериев истинности, а истинностный подход нуждается в ценностном обосновании.
Можно констатировать важное различие между естественнонаучными утверждениями и утверждениями общественных наук: чтобы научное сообщество признало первые истинными, достаточно обычного научного обоснования; для вторых этого недостаточно, хотя их часто признают истинными, даже если такое обоснование отсутствует или страдает существенными изъянами.
Конечно же, понятие истины в
общественных науках включает в себя оценочный элемент, чего нет в естествознании.
В этой связи А.
Никифоров пишет: «Когда мы считаем истинным некоторое утверждение относительно общества или человека, мы неявно присоединяем к этому его оценку: данное утверждение справедливо, выраженное им положение дел несет в себе добро и благо.
В то же время, не желая признавать истинность некоторой идеи или теории, мы думаем не столько о несоответствии их реальному положению дел, сколько о несоответствии их нашим представлениям о добре и
справедливости»[98].
В целом, в общественных науках, в отличие от наук естественных, в понятие истины
[стр. 127]

го ценностные идеи».1 Включение в теорию ценностных и оценочных понятий еще не означает ее субъективизма, не означает, что она находится за пределами истинностных критериев обоснованности.
Нельзя толковать ценность как соглашение, субъективное пристрастие.
психологическое намерение, целеполагание, установку.
«Понятия ценности и истины должны быть рассмотрены не как концепты, противоположные по своей природе, а как философские понятия, выражающие различные, но взаимосвязанные ступени освоения мира человеком, как регулятивы предметно-преобразовательной деятельности человека».1 2 Понятие ценности отражает соответствие (или несоответствие) качеств объекта потребностям общественного субъекта.
Понятие истины характеризует другую сторону отношения субъекта к объекту, прежде всего соответствие знаний об объекте свойствам самого объекта, определенное конкретно-историческими условиями его познания.
Таким образом, можно утверждать, что ценность и истина характеризуют два аспекта субъектно-объектного взаимодействия, в которых реализуется единство практического и теоретического овладения миром, ведь ценностный подход требует обоснования со стороны критериев истинности, а истинностный подход нуждается в ценностном обосновании.
Можно констатировать важное различие между естественнонаучными утверждениями и утверждениями общественных наук: чтобы научное сообщество признало первые истинными, достаточно обычного научного обоснования; для вторых этого недостаточно, хотя их часто признают истинными, даже если такое обоснование отсутствует или страдает существенными изъянами.
Конечно же, понятие истины в
об1 Вебер М.
Избранные произведения.
М., 1990, с.382.
2 Курбатов В.И.
Социально-политическая аргументация.
(Логикометодологический анализ).
Ростов-на-Дону, 1991, с.
108.
127

[стр.,128]

щественных науках включает в себя оценочный элемент, чего нет в естествознании.
«Когда мы считаем истинным некоторое утверждение относительно общества или человека, мы неявно присоединяем к этому его оценку: данное утверждение справедливо, выраженное им положение дел несет в себе добро и благо.
В то же время, не желая признавать истинность некоторой идеи или теории, мы думаем не столько о несоответствии их реальному положению дел, сколько о несоответствии их нашим представлениям о добре и
справедливости».1 В общем, в общественных науках, в отличие от естественных, в понятие истины включается не только идея соответствия объекту, но и соответствие ценностям субъекта.
Проблема взаимосвязи категорий «истина», «ценность», «свобода» была разработана еще неокантианцами.
Социальное познание, прежде всего историю.
Марбургская школа неокантианства рассматривает как сферу реализации человеком высших целей, свободно принимаемых и осуществляемых им.
Цель и свобода в противоположность причинной необходимости, господствующей в так называемых объективирующих науках, характеризуют субъекгивизирующие науки, в том числе и историю.
Аналогичным образом рассматривает историю и Баденская школа.
Г.
Риккерт отмечает: «Историческому изложению...
присущ характер.
заставляющий сомневаться в том, следует ли к нему вообще применять предикат истинности...
Вели принципиально отвлечься от значимости культурных ценностей, руководящих историческим изложением, то истинным в истории останется тогда только чистый факт.
Все исторические понятия, напротив, будут в таком случае обладать значимостью только для определенного времени, т.е., иначе говоря, 1 Никифоров А.
Революция в теории познания?//Общественные науки и современность.
1995.
№4, с.
116.
128

[Back]