126 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Кризис современных теорий социальной организации, связанных с рациональным конструированием будущего состояния общества, а также необходимость преодоления стереотипов «абсолютно истинного» тоталитарного мышления делают особенно злободневными вопросы критики устаревших концептуальных подходов к пониманию сущности категорий истины и заблуждения в сложном и предельно динамичном процессе социального познания. В настоящее время среди философов, социологов, логиков и психологов, по сути дела, наиболее распространенным является рассмотрение научного познания как активной деятельности исследователя, включающей в себя множество разнообразных операций и действий, конструктивное применение различных стратегий исследования. Однако все эти варианты не учитывают в полной мере деятельностного подхода к познанию, как к процессу выработки объективированной истины, неотделимой, в то же время, от социальной практики и заблуждений, имманентно включающих в себя субъективный фактор, различные ориентиры в процессе социального познания. Тем самым, деятельностный подход, разрабатываемый в рамках и на основе социальной философии, является конкретизацией теории познания применительно к исследованию многообразных механизмов формирования и развития социального познания, взаимосвязи в нем истины и заблуждений, ценностей и нравственных ориентиров. Деятельностный подход выступает, таким образом, как исходный объяснительный принцип анализа процесса социального познания. Знание, обнаруживаемое в различных научных текстах, представляет собой объект, подлежащий объяснению через порождающие его механизмы социального познания и деятельности. Формулируя тезис о том, что в качестве объяснительного механизма для |
ВВЕДЕНИЕ 3 Актуальность темы исследования. Ситуация неопределенности, в которой оказалось человечество на пороге нового тысячелетия, кризисно переходное состояние современного российского общества порождают синдром непредсказуемости развития как мирового сообщества в целом, так и России в частности. Это в значительной степени актуализирует проблему поиска правильных политико-экономических и политикосоциальных решений. В этой ситуации особенно важным представляется исследования сущности, причин появления и типов социальных заблуждений, а также путей их преодоления. Кризис общих теорий социальной организации, связанных с рациональным конструированием будущего состояния общества, необходимость преодоления стереотипов «абсолютно истинного» тоталитарного мышления делают актуальной критику устаревших концептуальных подходов к пониманию сущности категорий истины и заблуждения. В связи с ростом, усложнением и динамизмом политических и социальных отношений оказалась нереальной задача обоснования однозначных линейных концепций развития общества, рухнула монополия на истину. В условиях не только колоссального влияния ценностного аспекта, но и постоянного изменения систем ценностей в современном обществе приходится допустить многовариантность решений политических , экономических и социальных проблем. Следует отметить, что для отечественной философской литературы характерен несколько односторонний подход к исследованию познавательного процесса: истине посвящено огромное количество монографий и статей, а о ее диалектической противоположности заблуждении публикации весьма немногочисленны. Проблема же заблуждений именно в социальном познании и общественной практике фактически не ставилась, она |