Проверяемый текст
Тилинина Татьяна Валентиновна. Специфика заблуждений в социальном познании (Диссертация 1998)
[стр. 28]

28 Продолжая перечисление и характеристику видов социальных заблуждений, разделяемых по соотношению объективного и субъективного факторов в их возникновении и функционировании, нужно сказать о таком виде заблуждений как иллюзии.
В
нашей отечественной литературе нет специального исследования по проблемам соотношения иллюзий и заблуждений, возможно, потому, что грань между ними весьма условна.
В
философии иллюзии определяются как искаженные восприятия действительности.
Различают два типа иллюзий.
Одни вызываются
необычными внешними условиями, при которых физиологические механизмы сознания работают нормально.
Другие обусловлены патологическим функционированием физиологических механизмов, участвующих в процессе восприятия.
От иллюзий следует отличать галлюцинации, которые, в противоположность иллюзиям, «возникают при
полном отсутствии внешних объекгов»[12].
Отмеченный вид иллюзий, как и вызываемые ими галлюцинации, нас в данном случае не интересует, поскольку это сфера интересов медицины, а вот об иллюзиях первого вида, имеющих свою объективную основу, можно сказать, что в них тоже образ не совпадает с объектом, но они отличаются от собственно самих заблуждений в узком смысле слова тем, что они обусловлены специфическими условиями восприятия объекта субъектом.
Кроме того, отличие иллюзий от заблуждений состоит
еще и в том, что данные иллюзии, теоретически воспроизведенные, хотя бы даже и с попытками их преодоления, составляют заблуждения в области теории.
Стало быть, иллюзии это искаженные восприятия действительности на уровне обыденного сознания; воспроизведенные в теоретических построениях, они становятся заблуждениями.
Это отличие иллюзий от заблуждений как раз
так и говорит об их взаимосвязи и определенном сходстве.
Объективную природу иллюзий довольно подробно исследовал
еще И.
Кант.
Правда, он считал их чисто субъективными феноменами, но от этого не
[стр. 31]

намеренной, не должно быть запретных для критики областей социальной действительности, сокрытия вопросов и фактов, ограничения официальными органами доступа к общественно значимой информации.
Тогда возможно создание условий для контроля гражданского общества за субъектами власти и выявления лжи в их утверждениях.
Здесь еще нужно отметить один аспект.
Дело в том, что правда может плохо соответствовать социальной реальности, но при этом согласовываться с представлениями субъекта о должном и справедливом.
В такой ситуации расхождение правды с действительностью побуждает субъекта к действию, и он преобразует социальную реальность.
Правда в отличие от истины категория мировоззренческая, это суждение об истинности ценности, правда утверждает не соответствие наших знаний о мире самому миру, а соответствие наших оценок действительности, а значит, в отличие от истины она выражает интересы.
Таким образом, можно объяснить и плюрализм, к которому гак стремятся обществоведы: разные субъекты имеют различные ценности ориентации и идеалы.
Следовательно, в качестве правды они принимают различные положения и концепции: следовательно, существование общезначимых научных истин в общсствознании (в отличие от естествознания) весьма и весьма проблематично.
Продолжая перечисление и характеристику видов
заблуждений, разделяемых по соотношению объективного и субъективного факторов в их возникновении и функционировании, нужно сказать о таком виде заблуждений как иллюзии.
В
отечесгвенной литературе нет специального исследования по проблемам соотношения иллюзий и заблуждений, возможно, потому, что грань между ними весьма условна.
В
«Философском словаре» иллюзии определяются как «искаженные восприятия действительности.
Различают два типа иллюзий.
Одни вызываются
необычный внешними 31

[стр.,32]

условиями, при которых физиологические механизмы сознания работают нормально.
Другие обусловлены патологическим функционированием физиологических механизмов, участвующих в процессе восприятия.
От иллюзий следует отличать галлюцинации, которые, в противоположность иллюзиям, «возникают при
отсутствии внешних объектов»1.
Второй вид иллюзий, как и галлюцинации, нас в данном случае не интересует, поскольку это сфера интересов медицины, а вот об иллюзиях первого вида, имеющих объективную основу, можно сказать, что в них тоже образ не совпадает с объектом, но они отличаются от собственно заблуждений (в узком смысле слова) тем, что обусловлены специфическими условиями восприятия объекта субъектом.
Кроме того, отличие иллюзий от заблуждений состоит
в том, что «...иллюзии, теоретически воспроизведенные, хотя бы даже и с попытками их преодоления, и составляют заблуждения в области теории».* 2 Стало быть, иллюзии это искаженные восприятия действительности на уровне обыденного сознания; воспроизведенные в теоретических построениях, они становятся заблуждениями.
Это отличие иллюзий от заблуждений как раз
говорит о их взаимосвязи и определенном сходстве.
Объективную природу иллюзий довольно подробно исследовал
уже И.Кант.
Правда, он считал их субъективными феноменами, но от этого не уменьшается значимость полученных им выводов.
По его мнению, видимость логической правильности умозаключений возникает исключительно из отсутствия внимания к логическим правилам.
Философский словарь.
Под ред.
Фролова И.Т.
М., 1986, с.
160.
2Бесчеревных Э.В.
Проблема преодоления иллюзий и заблуждений на пути к научному знанию./ГКапитал” К.Маркса, философия и современность.
М., 1968, с.273.
32

[Back]