Проверяемый текст
Тилинина Татьяна Валентиновна. Специфика заблуждений в социальном познании (Диссертация 1998)
[стр. 29]

29 уменьшается значимость полученных им выводов.
По его мнению, видимость логической правильности умозаключений возникает исключительно из отсутствия внимания к логическим правилам.

Но логические ошибки легко устранимы: стоит только сосредоточить внимание на данных случаях и логическая видимость полностью исчезнет.
Трансцендентальная же видимость не прекращается даже и в том случае, если она вскрыта.
Причину этого Кант видит в том, что наш разум как познавательная способность содержит в себе правила своего применения, имеющие вид объективных основоположений.
Это и приводит к тому, что субъективное соединение наших понятий принимается нами за объективную необходимость вещей в себе.

Подобной иллюзии в социальном познании никак нельзя избежать[13].
Именно поэтому, здесь Кант наиболее подробно и характеризует понятие видимости, что необходимо для исследования иллюзий.
Ведь познание сущности объекта невозможно сразу и целиком, оно начинается с познания
отдельных явлений, которые схватываются на уровне видимости тогда явление предстает перед нами в форме кажимости, то есть в искаженном виде.
Фиксацию видимости и кажимости и.
принятие явления в таком виде за сущность и имеют своей основой иллюзии.

Наиболее характерными и устойчивыми иллюзии являются, прежде всего, для обыденного сознания, в науке же они возникают на эмпирическом уровне познания и со временем преодолеваются с появлением более точных методов экспериментальной проверки.
При этом, если даже суть иллюзии вскрыта, то видимость и кажимость остаются, следовательно, остается и основа для воспроизводства заблуждений.
Вскрывается же кажимость, то есть ложная видимость, по мнению Канта, с помощью трансцендентальной диалектики.
«Итак, трансцендентальная диалектика довольствуется тем, что вскрывает видимость трансцендентальных суждений и вместе с тем предохраняет нас от ее обмана.
Но она никогда не добьется того, чтобы эта видимость совсем исчезла (подобно логической видимости) и перестала быть видимостью.
Ведь мы имеем здесь дело с естественной и неизбежной
[стр. 32]

условиями, при которых физиологические механизмы сознания работают нормально.
Другие обусловлены патологическим функционированием физиологических механизмов, участвующих в процессе восприятия.
От иллюзий следует отличать галлюцинации, которые, в противоположность иллюзиям, «возникают при отсутствии внешних объектов»1.
Второй вид иллюзий, как и галлюцинации, нас в данном случае не интересует, поскольку это сфера интересов медицины, а вот об иллюзиях первого вида, имеющих объективную основу, можно сказать, что в них тоже образ не совпадает с объектом, но они отличаются от собственно заблуждений (в узком смысле слова) тем, что обусловлены специфическими условиями восприятия объекта субъектом.
Кроме того, отличие иллюзий от заблуждений состоит в том, что «...иллюзии, теоретически воспроизведенные, хотя бы даже и с попытками их преодоления, и составляют заблуждения в области теории».* 2 Стало быть, иллюзии это искаженные восприятия действительности на уровне обыденного сознания; воспроизведенные в теоретических построениях, они становятся заблуждениями.
Это отличие иллюзий от заблуждений как раз говорит о их взаимосвязи и определенном сходстве.
Объективную природу иллюзий довольно подробно исследовал уже И.Кант.
Правда, он считал их субъективными феноменами, но от этого не уменьшается значимость полученных им выводов.
По его мнению, видимость логической правильности умозаключений возникает исключительно из отсутствия внимания к логическим правилам.

Философский словарь.
Под ред.
Фролова И.Т.
М., 1986, с.
160.
2Бесчеревных Э.В.
Проблема преодоления иллюзий и заблуждений на пути к научному знанию./ГКапитал” К.Маркса, философия и современность.
М., 1968, с.273.
32

[стр.,33]

Но логические ошибки легко устранимы: стоит только сосредоточить внимание на данных случаях и логическая видимость полностью исчезнет.
Трансцендентальная же видимость не прекращается даже и в том случае, если она вскрыта.
Причину этого Кант видит в том, что наш разум как познавательная способность содержит в себе правила своего применения, имеющие вид объективных основоположений.
Это и приводит к тому, что субъективное соединение наших понятий принимается нами за объективную необходимость вещей в себе.

Этой иллюзии никак нельзя избежать.1 Здесь Кант характеризует понятие видимости, что необходимо для исследования иллюзий.
Ведь познание сущности объекта невозможно сразу и целиком, оно начинается с познания
явлений, которые схватываются на уровне видимости тогда явление предстает в форме кажимости, то есть в искаженном виде.
Фиксацию видимости и кажимости и принятие явления в таком виде за сущность и имеют своей основой иллюзии.

Характерны иллюзии прежде всего для обыденного сознания, в науке они возникают на эмпирическом уровне познания.
Если даже суть иллюзии вскрыта, то видимость и кажимость остаются, следовательно, остается и основа для воспроизводства заблуждений.
Вскрывается же кажимость, то есть ложная видимость, по мнению Канта, с помощью трансцендентальной диалектики.
«Итак, трансцендентальная диалектика довольствуется тем, что вскрывает видимость трансцендентальных суждений и вместе с тем предохраняет нас от ее обмана.
Но она никогда не добьется того, чтобы эта видимость совсем исчезла (подобно логической видимости) и перестала быть видимостью.
Ведь мы имеем здесь дело с естественной и неизбежной
иллюзией».2 1 Кант И.
Критика чистого разума.
// Соч.
в 6-ти т.
Т.З.
М., 1964, с.338-339.
33 -Там же с.339.

[Back]