Проверяемый текст
Тилинина Татьяна Валентиновна. Специфика заблуждений в социальном познании (Диссертация 1998)
[стр. 31]

31 возникновения превращенных форм первична действительность, реальная конкретность.
Она есть содержание абстрактной всеобщности, поскольку последняя всего лишь «абстрактна» от первой.
Без конкретного труда, например, нет труда абстрактного и без потребительной стоимости не существует и меновой стоимости.
Получается, что люди сами, правда
не осознанно, а стихийно, создают наряду с действительностью как конкретной всеобщностью, некую абстрактную всеобщность и затем подчиняют первую власти второй.
Сфера абстрактной всеобщности является лишь формой жизнедеятельности индивидов, удваивающих свою действительность.
Все, составляющее ее суть, есть не что иное, как принявшие нечеловеческий и сверхчеловеческий облик формы отношения человека к человеку.
По мере ориентации субъектов на сферу абстрактной всеобщности последняя все более подчиняет своей власти сферу действительной конкретности, и это ведет к возникновению все новых и новых превращенных форм, что образует целую систему фиктивных связей и зависимостей
в социальном познании.
Товарный и религиозный фетишизм являются частными случаями проявления превращенной формы
социального познания в его иррациональном виде: вещи наделяются такими свойствами, которых они не имеют сами по себе, и именно тогда они начинают выступать вне своей родовой связи с человеческой деятельностью, в отрыве от социальной практики.
Еще К.
Маркс вскрыл сущность этих и других, производных от них, видов превращенной формы, восстановил звенья между исходными и превращенными формами и показал, что последние представляют
собой отраженную в сознании ложную действительность, то есть не субъективную ошибку, а общественно необходимую видимость отношений, воспроизводящуюся в представлении членов общества.
Их повседневная практика такова, что полностью подтверждает содержание фетишистского сознания.
Получается так, что к этим
иллюзиям уже неприменимы
[стр. 35]

функционированием превращенная форма разрывает реальные связи и восполняет их различного рода фиктивными связями, создает такие отношения, которые противоречат объективной логике действительности.
Понятно ,что исторически и логически в процессе возникновения превращенных форм первична действительность, реальная конкретность.
Она есть содержание абстрактной всеобщности, поскольку последняя всего лишь «абстрактна» от первой.
Без конкретного труда, например, нет труда абстрактного и без потребительной стоимости не существует и меновой стоимости.
Получается, что люди сами, правда
стихийно, создают наряду с действительностью, конкретной всеобщностью абстрактную всеобщность и затем подчиняют первую власти второй.
Сфера абстрактной всеобщности является лишь формой жизнедеятельности индивидов, удваивающих свою действительность .
Все, составляющее ее суть, есть не что иное, как принявшие нечеловеческий и сверхчеловеческий облик формы отношения человека к человеку.
По мере ориентации субъектов на сферу абстрактной всеобщности последняя все более подчиняет своей власти сферу действительной конкретности.
и это ведет к возникновению все новых и новых превращенных форм, что образует целую систему фиктивных связей и зависимостей.

Товарный и религиозный фетишизм являются частными случаями проявления превращенной формы
в ее иррациональном виде: вещь наделяется свойствами, и они начинают выступать вне связи с человеческой деятельностью, в отрыве от нее.
К.Маркс вскрыл сущность этих и других, производных от них, видов превращенной формы, восстановил звенья между исходными и превращенными формами и показал, что последние представляют
со35

[стр.,36]

бой отраженную в сознании ложную действительность, то есть не субъективную ошибку, а общественно необходимую видимость отношений, воспроизводящуюся в представлении членов общества.1 Их повседневная практика такова, что полностью подтверждает содержание фетишистского сознания.
Получается так, что к этим
иллюзиях уже неприменимы характеристики их как заблуждении.
Парадокс в том, что заблуждения эти «работают» в системе человеческой жизнедеятельности, служат ориентирами для индивидов, ежедневно и ежечасно «верифицируются».
Это уже истины опыта.
Действительно, люди, живущие в условиях ограниченных форм практики, не осознают их ограниченности и принимают их за вечные и неизменные , неизбежно принимают иллюзии и заблуждения за истину и через них воспринимают действительное движение практики и познания.
По другим основаниям классифицировать заблуждения можно следующим образом.
По уровням общественного сознания заблуждения делятся на обыденные и теоретические.
Обыденные заблуждения (в частности , иллюзии) можно считать в определенной степени неизбежными, поскольку их возникновение зависит в меньшей степени от субъекта, чем от объекта (действительности, практики), который может представляться искажённым.
Но это не относится к ошибкам.
Появление же теоретических заблуждений не фатально, здесь многое зависит от субъекта, от диалектичности или метафизичности его мышления и действий, от зрелости науки и практики ,от конкретной социальной обстановки, в которую включен данный субъект.
Классифицировать заблуждения можно и по формам общественного сознания на политические, правовые, научные, философские, ре1 Маркс К.
Капитал.
Критика теории прибавочной стоимости.
Т1 // Маркс К., Энгельс Ф.
Собр.
соч., Т23.
36

[Back]