Проверяемый текст
Тилинина Татьяна Валентиновна. Специфика заблуждений в социальном познании (Диссертация 1998)
[стр. 32]

32 характеристики их как видов социальных заблуждений.
Парадокс состоит в том, что именно эти заблуждения и «работают» в системе человеческой жизнедеятельности, очень часто служат ценностными ориентирами для индивидов, ежедневно и ежечасно «верифицируются».
В этом случае они уже выступают как истины обыденного или повседневного опыта[16].
Действительно, люди, живущие в условиях ограниченных форм практики,
зачастую сами не осознают их ограниченности и принимают их за вечные и неизменные, неизбежно принимают иллюзии и заблуждения за истину и через них воспринимают действительное движение практики и познания.
По другим основаниям классифицировать
социальные заблуждения можно следующим образом.
По уровням общественного сознания заблуждения делятся на обыденные и теоретические.
Обыденные заблуждения (в частности
же, иллюзии) можно считать в определенной степени неизбежными, поскольку их возникновение зависит в меньшей степени от субъекта, чем от объекта (действительности, практики), который может представляться нам искаженным.
Но это не относится к заведомо ложным ошибкам, которые были предметно воплощены в социальной практике.
Появление же теоретических заблуждений довольно закономерно и далеко не фатально, поскольку здесь очень многое зависит от самого субъекта, от диалектичности или метафизичности его мышления и действий, от зрелости науки и практики, от конкретной социальной обстановки, в которую включен данный субъект.
Классифицировать заблуждения можно и по формам общественного сознания: на политические, правовые, научные, философские,
религиозные и т.д.
Что же касается заблуждений нравственных, а уж тем более эстетических, то весьма сомнительным представляется само приложение понятия «заблуждение» к этим формам познавательной деятельности, поскольку мораль занимается поиском не истины, а блага, разграничением добра и зла, а
[стр. 36]

бой отраженную в сознании ложную действительность, то есть не субъективную ошибку, а общественно необходимую видимость отношений, воспроизводящуюся в представлении членов общества.1 Их повседневная практика такова, что полностью подтверждает содержание фетишистского сознания.
Получается так, что к этим иллюзиях уже неприменимы характеристики их как заблуждении.
Парадокс в том, что заблуждения эти «работают» в системе человеческой жизнедеятельности, служат ориентирами для индивидов, ежедневно и ежечасно «верифицируются».
Это уже истины опыта.
Действительно, люди, живущие в условиях ограниченных форм практики,
не осознают их ограниченности и принимают их за вечные и неизменные , неизбежно принимают иллюзии и заблуждения за истину и через них воспринимают действительное движение практики и познания.
По другим основаниям классифицировать
заблуждения можно следующим образом.
По уровням общественного сознания заблуждения делятся на обыденные и теоретические.
Обыденные заблуждения (в частности , иллюзии) можно считать в определенной степени неизбежными, поскольку их возникновение зависит в меньшей степени от субъекта, чем от объекта (действительности, практики), который может представляться
искажённым.
Но это не относится к ошибкам.
Появление же теоретических заблуждений не фатально, здесь многое зависит от субъекта, от диалектичности или метафизичности его мышления и действий, от зрелости науки и практики ,от конкретной социальной обстановки, в которую включен данный субъект.
Классифицировать заблуждения можно и по формам общественного сознания на политические, правовые, научные, философские,
ре1 Маркс К.
Капитал.
Критика теории прибавочной стоимости.
Т1 // Маркс К., Энгельс Ф.
Собр.
соч., Т23.
36

[Back]