Проверяемый текст
Тилинина Татьяна Валентиновна. Специфика заблуждений в социальном познании (Диссертация 1998)
[стр. 35]

35 Конструктивные и неконструктивные заблуждения присущи науке как форме освоения действительности, и в этом смысле и те, и другие являются научными.
В свою очередь, их можно разделить по характеру общности на частнонаучные, общенаучные и философские (всеобщие).
Первые характерны для отдельных наук или даже определенных дисциплин внутри одной науки, вторые охватывают науки, близкие по предметам и методам исследования, третьи присущи в той или иной мере всем наукам как следствие различного рода проявлений метафизического способа мышления ученых.
Это такие заблуждения, которые являются результатом догматизма, скептицизма, субъективизма, объективизма, смешения понятий, эклектичности,
внеисторического рассмотрения явлений и других антидиалектических приемов.
Завершая
исследование проблемы классификации видов социальных заблуждений, нам необходимо сделать следующее замечание.
Все вышеупомянутые заблуждения присущи
вообще познанию.
Традиционно считается, что категории
истины и заблуждения характеризуют только теоретическое знание.
Правомерно ли говорить о практических заблуждениях, о ложных действиях?
Мы не без основания полагаем, что возможно.
Дело в том, что деятельность в любой ее форме можно характеризовать как правильную и неправильную.
Правильной будет такая деятельность, которая основывается на регулирующих ее принципах и законах, выработанных на основе истинных знаний.

Соответственно, неправильной считается деятельность, игнорирующая или искажающая эти принципы, базирующаяся на ошибочных или ложных регулятивах.
Первый вид деятельности можно назвать истинным, поскольку это деятельность по объективной логике предмета, второй не по данной логике.

Поэтому её правомерно назвать ошибочной или (в зависимости от условий) ложной.
Такой деятельностью может
выступать и чувственно-предметная социальная практика.
В самом деле, ведь не только мысли, но и действия субъектов могут быть односторонними, то есть метафизическими, когда определенные
[стр. 39]

искусства и науки различны настолько, что основные категории этих форм познавательной деятельности очень слабо соприкасаются друг с другом.
К вопросу об истине, а следовательно, и о заблуждениях в сфере искусства мы обратимся несколько позже, в 3-ей главе данного исследования.
Еще один критерий деления заблуждения их место и роль в научном познании.
Согласно этому основанию, заблуждения можно разделить на конструктивные и неконструктивные.
Первые создают проблемную ситуацию в научной теории, толкают познание вперед, помогают вскрыть ложность некоторых направлений исследования.
Неконструктивные же заблуждения носят, как правило, догматический характер, тормозят развитие науки, в целом представляют собой негативный ее момент.
Конструктивные и неконструктивные заблуждения присущи науке как форме освоения действительности, и в этом смысле и те, и другие являются научными.
В свою очередь ,их можно разделить по характеру общности на частнонаучные, общенаучные и философские (всеобщие).
Первые характерны для отдельных наук или даже определенных дисциплин внутри одной науки, вторые охватывают науки, близкие по предметам и методам исследования, третьи присущи в той или иной мере всем наукам как следствие различного рода проявлений метафизического способа мышления ученых.
Это такие заблуждения, которые являются результатом догматизма, скептицизма, субъективизма, объективизма, смешения понятий, эклектичности,
неисторического рассмотрения явлений и других антидиалектических приемов.
Завершая
обсуждение проблемы классификации заблуждений, необходимо сделать следующее замечание.
Все вышеупомянутые заблуждения присущи
познанию.
Традиционно считается, что категории
39

[стр.,40]

истины и заблуждения характеризуют только знание.
Правомерно ли говорить о практических заблуждениях, о ложных действиях?
Полагаю, что да.
Дело в том, что деятельность в любой ее форме можно характеризовать как правильную и неправильную.
Правильной будет такая деятельность, которая основывается на регулирующих ее принципах и законах, выработанных на основе истинных знаний.

Соотвегственно, неправильной считается деятельность, игнорирующая или искажающая эти принципы, базирующаяся на ошибочных или ложных регулягивах.
Первый вид деятельности можно назвать истинным, поскольку это деятельность по объективной логике предмета, второй не по данной логике
правомерно назвать ошибочной или (в зависимости от условий) ложной.
Такой деятельностью может
быть и чувственно предметная, т.е., практика.
В самом деле, не только мысли, но и действия могут быть односторонними, то есть метафизическими, когда определенные социальные группы заинтересованы в сохранении или реанимации изживших себя общественных порядков или управленческих структур.
Односторонняя, метафизическая деятельность порождает косное, застывшее мышление, неспособное по сути своей давать полное, истинное отражение действительности.
А, в свою очередь, одновариантное, статичное мышление способствует расширению и дальнейшему процветанию бюрократических структур, укреплению консерватизма во всех сферах общества.
Антидиалектическая, алогичная практическая деятельность не только ведет к культивированию заблуждений в теории, но и сама является зачастую следствием и воплощением концептуальных заблуждений.
Итак, возможны и практические заблуждения.
Механизм их возникновения может быть трояким: (1) претворяются в жизнь заблуждения, существовавшие первоначально в теории это так называемые опредмеченные заблуждения; (2) в ходе претворения в дей40

[Back]