Проверяемый текст
Тилинина Татьяна Валентиновна. Специфика заблуждений в социальном познании (Диссертация 1998)
[стр. 46]

46 моменты.
Ситуация в современной науке побуждает к переосмыслению теории истины с учётом того, что необходимым основанием истины является сам познающий субъект, поскольку он выступает как представитель социального и культурно-исторического опыта[29].
В этой связи Л.
А.
Микешина и Й.
Элез говорят о необходимости разработки антропологической трактовки истины, которая позволит преодолеть узость прежних рамок рациональности [30].
Заблуждения представляют собой трудности в познании, они бывают устранимыми и неустранимыми.
Если первых можно избежать (или их устранить), то вторые неизбежны,
их нужно выявить или принять как данность, зная, что они порождаются сложностью самого процесса познания.
Собственно говоря,
сама гносеология как раздел философии существует лишь потому, что существуют заблуждения как этапы познавательной деятельности, ведь и сама теория познания не нужна, если процесс познания прост или если нет заблуждений и трудностей в этом процессе.
Таким образом, можно сказать, что заблуждения представляют собой необходимое условие существования гносеологии
и одновременно они выражают процессуальность и вариативность социального познания.
И хотя заблуждение есть несоответствие знания его предмету, расхождение субъективного образа действительности с его объективным прообразом, оно всегда несет в себе момент адекватного отражения и имеет определенную реальную основу, поскольку ни одно заблуждение не возникает на «пустом месте».
Заблуждение приблизительно верно отражает отдельную сторону действительности, которая, при этом, в целом не соответствует своей сущности.
Исходным пунктом исследования заблуждения является необходимость хотя бы самого общего его определения.
Здесь сразу же возникает затруднение, связанное с
тем, что в отечественной философской литературе не существует общепризнанной дефиниции заблуждения.
Под заблуждением в нашей литературе обычно понимается определенный вид ложных
[стр. 14]

ГЛАВА 1.
ЗАБЛУЖДЕНИЯ КАК АНТИПОД ИСТИНЫ §1.
Понятие заблуждения Проблема заблуждения вообще и в социальном познании в частности, тесно связана с проблемой истины, по сути дела, это две стороны одной проблемы.
Истина объективна, но творит ее субъективность; абсолютизация объективного или субъективного моментов в познании порождает заблуждения.
Истина конкретна, но есть в ней и абстрактный момент, ведь достигается она путем абстрактного мышления, абсолютизация же абстрактного есть заблуждение.
Истина и поверхностна, и глубока, отражает и явление, и сущность; заблуждение жеабсолютизация поверхностного.
Истина и абсолютна, и относительна.
Относительность ее надо преодолеть, ведь абсолютизация относительного есть заблуждение.
Истина есть и сторона, и сущность как совокупность сторон, заблуждение же выражение односторонности.
Заблуждения представляют собой трудности в познании, они бывают устранимыми и неустранимыми.
Если первых можно избежать (или их устранить), то вторые неизбежны,
нужно их выявить, принять как данность, знать, что они порождаются сложностью самого процесса познания.
Собственно говоря,
гносеология (как раздел философии) существует лишь потому, что существуют заблуждения, ведь теория познания не нужна, если процесс познания прост если нет заблуждений и трудностей в этом процессе.
Таким образом, можно сказать, что заблуждения представляют собой необходимое условие существования гносеологии.

Хотя заблуждение есть несоответствие знания его предмету, расхождение субъективного образа действительности с его объективным прообразом,
все же оно несет в себе момент адекватного отражения имеет определенную реальную основу, не возникает на «пустом месте».
Оно отражает действительность, которая не соответствует своей сущ14 ности.


[стр.,15]

Исходным пунктом исследования заблуждения является необходимость хотя бы самого общего его определения.
Здесь сразу же возникает затруднение, связанное с
гем, что в отечественной философской литературе не существует общепризнанной дефиниции заблуждения.
Так.
Э.М.
Чудинов считает, что «под заблуждением обычно понимается определенный вид ложных высказываний отличающихся тем, что ложное принимается за истинное».‘Такая дефиниция требует разъяснения того, что такое «ложное высказывание» вообще.
Кроме того, согласно данному определению получается, что заблуждениями могут быть лишь высказывания.
Возникает закономерный вопрос: могут ли быть заблуждениями мысли и действия? Возможны ли ложные понятия и теории? И если возможны, то при каких условиях? Это предстоит выяснить в ходе данного исследования.
В «Философской энциклопедии» заблуждение определяется как «несоответствие знания его предмету, расхождение субъективного образа действительности с его объективным прообразом, заблуждение есть абсолютизированный момент процесса познания, который возникает и существует как односторонность познания, закрепляемая в сознании ограниченным практическим интересом отдельного человека или класса».1 2 Это определение представляется более полным и точным по сравнению с первым, здесь даже отмечается одна из причин возникновения заблуждений ограниченный практический интерес.
П.С.Заботин дает дефиницию заблуждения как не соответствующего объекту представления субъекта, обусловленного в каждый конкретный исторический момент ограниченностью общественно исто15 1 Чудинов Э.М.
Природа научной истины.
М., 1977, с.289.
2 Ильенков Э.В., Гайденко П.П., Мотрошилова Н.В., Туровский М., Элез Й.
Заблуждение.
// Философская энциклопедия в 5-ти т.
Т.2.
М., 1962, с.
144.

[Back]