Проверяемый текст
Тилинина Татьяна Валентиновна. Специфика заблуждений в социальном познании (Диссертация 1998)
[стр. 54]

54 социально-политической практики.
В этой связи представляет
значительный интерес анализ сущности и специфики социальных заблуждений, проведенный Ф.
Бэконом в его «Великом восстановлении наук», поскольку он подробно исследует влияние обычаев, традиций, образа мыслей и действий, социальной среды на возникновение
так называемых «идолов».
«Идолы же, которыми одержим дух, бывают либо врожденными, либо приобретенными.
Приобретенные вселились в умы людей либо из
мнений и учений философов, либо из превратных законов доказательств.
Врожденные же присущи природе самого разума...
При этом первые два рода идолов искоренить трудно, а эти последние вовсе невозможно.
Остается одно: указать их, отметить и изобличить эту враждебную уму силу, чтобы не произошло так, что от уничтожения старых сразу пойдут новые побеги заблуждений в силу недостатков самой природы ума, и в конечном итоге заблуждения будут не
уничтожены»[44].
Два вида врожденных идолов Идолы Рода (или Племени) и Идолы Пещеры.
Первые возникают из-за того, что люди склонны верить в истинность предпочтительного и стараются всячески поддерживать и обосновывать то, что они уже однажды приняли, к чему привыкли и в чем заинтересованы.
Вторые состоят в том, что человек, в силу своих индивидуальных особенностей, порожденных характером его психического склада, привычек, воспитания, атмосферы, в которой он жил, множеством других обстоятельств, имеет свой неповторимый субъективный угол зрения на мир.

Вера в Бога, по мысли Бэкона, достигается путём откровения, тогда как «светская» истина постигается опытом и разумом.
В своей работе «Великое восстановление наук» он пишет: «Чтобы глубже проникнуть в тайны самой природы...
нужно без колебания вступать и проникнуть во всё такого рода тайны и пещеры, если только перед нами стоит одна цель исследование» [45].
[стр. 22]

условиях, которая изменяется с изменением условий и с течением времени.
Относительно истинное знание схватывает и отражает данный наличный уровень развития объекта.
Элементы заблуждения вкрапленные в это знание, и делают его относительно истинным.
Эта относительность вскрывается и преодолевается в ходе дальнейшего развития знания.
§2.
Социокультурная детерминация заблуждений Всякое заблуждение социально, поскольку свойственно лишь человеку и его познанию.
По мнению Гете, природа не заблуждается.Животное не может жить в заблуждении оно погибнет, если станет заблуждаться.
Человек субъект заблуждений и как индивид, и как коллектив, и как народ, и в целом, как общество.
Предмет рассмотрения данной работы заблуждения, возникающие в познании человеком своей жизни, в познании процесса развития и функционирования общества, и социальное заблуждения, которые свойственны всему обществу.
Интересы определенных общественных слоев и групп зачастую требуют искаженного отражения реальности, представления явления как сущности, а заблуждения как истины.
И теоретические концепции, выражающие и оправдывающие эти групповые интересы, сознательно культивируют заблуждения в общественном сознании, «руководствуясь» апологетическим методом и догматическим отношением к наличной форме социально политической практики.
В этой связи представляет
определенный интерес анализ заблуждений, проведенный Ф.Бэконом в его «Великом восстановлении наук», поскольку он подробно исследует влияние обычаев, традиций, образа мыслей и действий, социальной среды на возникновение т.н.
«идолов».
«Идолы же, которыми одержим дух, бывают либо врожденными, либо приобретенными.
Приобретенные вселились в умы людей либо из
мне22

[стр.,23]

ний и учений философов, либо из превратных законов доказательств.
Врожденные же присущи природе самого разума...
При этом первые два рода идолов искоренить трудно, а эти последние вовсе невозможно.
Остается одно: указать их, отметить и изобличить эту враждебную уму силу, чтобы не произошло так.
что от уничтожения старых сразу пойдут новые побеги заблуждений в силу недостатков самой природы ума, и в конечном итоге заблуждения будут не
уничтожены».1 Два вида врожденных идолов Идолы Рода (или Племени) и Идолы Пещеры.
Первые возникают из за того, что люди склонны верить в истинность предпочтительного и стараются всячески поддерживать и обосновывать то, что они уже однажды приняли, к чему привыкли и в чем заинтересованы.
Вторые состоят в том, что человек, в силу своих индивидуальных особенностей, порожденных характером его психического склада, привычек, воспитания, атмосферы, в которой он жил, множеством других обстоятельств, имеет свой неповторимый субъективный угол зрения на мир.

Два вида приобретенных идолов это Идолы Площади (или Рынка) и Идолы Театра (или Теорий).
Идолы площади проникают в сознание исподволь, из естественной связи и общения людей, из стихийно навязываемого этим общением штампов ходячего словоупотребления.
Характеризуя Идолы Театра, Бэкон пишет о том, что количество изобретенных и.
принятых философских систем есть количество поставленных и сыгранных комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры.
Одержимые этого рода идолами сгараются заключить многообразие и богатство природы в односторонние схемы отвлеченных конструкций и, вынося решения из меньшего, чем следует, 23 1 Бэкон Фр.
Великое восстановление наук.
//Соч.
в 2-х т.
Т.1.
М., 1971, с.7374.

[Back]