Проверяемый текст
Тилинина Татьяна Валентиновна. Специфика заблуждений в социальном познании (Диссертация 1998)
[стр. 57]

57 социальной реальности.
Внутренним побудительным мотивом практической деятельности, осуществляющейся на базе догматических абстрактных конструктов, является
социальное заблуждение.
Фактическое «замещение» действительности абсолютным конструктом неизбежно приводит к деформации методологии социальных исследований.
Она оказывается
социально детерминированной не объективной логикой движения реального предмета, а способом абстрактного конструирования социальной реальности.
Тем самым из такой методологии «благополучно
изымается» формально продекларированный в период сталинизма диалектический метод, а на его место ставится субъективистский идеологический или политический произвол.
Несмотря на предельный динамизм социальной практики, подобные явления все еще встречаются в нашей жизни.
Формализм, бюрократизм, по существу, есть классическое воплощение «в натуре» своеобразной формы жизнедеятельности антидиалектического способа действия, а не только образа мыслей, для которого характерна абсолютизация формы в ущерб содержанию процесса познания.
Весьма далек от социальной детерминированности заблуждения начетнический образ мысли с его бездумным и механическим заучиванием общеизвестных положений и выводов.
Здесь господствует цитатничество с поверхностным комментированием и подбором суммы примеров из
социальной действительности вместо творческого развития научной теории.
Если же какие-то теоретические выводы и положения не подтверждаются соответствующими цитатами, они встречаются с подозрением
и в лучшем случае на них штампуется идеологическое клише, а в худшем начинается преследование инакомыслия.
Как было, например, при тоталитаризме.
Начетнический образ мысли и действия с его бездумным цитатничеством
также неизбежно ведет к подмене поиска истины как сложного социального процесса ее отдельными кусочками результатами идеологического конструирования, а также набором банальностей,
[стр. 25]

25 Догматики жестко привязаны к однажды выработанным и взятым на вооружение формам и приемам деятельности, которые они механически тиражируют на все времена и этапы развития без учета конкрегно исторических обстоятельств.
Социальную основу догматизма составляют прежде всего бюрократы, авторитарно ориентированные приверженцы жестких методов управления.
Сюда же относится те социальные группы, слои и влиятельные индивиды, которые по разным причинам (главным образом, «личностно субъективного свойства») не заинтересованы ни в каких переменах, ни в каком обновлении общества.
Они стараются упрочить положение и сохранить неприкасаемость своих представлений и образа жизни вопреки объективным потребностям общественного развития.
Догматизм не может рассматриваться лишь как неосознанное заблуждение, возникающее вследствие нарушения определенных познаваемых процедур.
Он представляет собой специфическое отношение субъекта к некоторому содержанию познания или практической деятельности, в котором данное содержание конституируется в качестве абсолютного.
В этом случае оно неизбежно приводит к стандартизации мышления и практики.
Догматизм в сфере общественного познания связан с конструированием абсолютной действительности , то есть наделением онтологическим статусом и превращением в основу познания и критерий истины иллюзорного огражения социальной реальности.
Внутренним побудительным мотивом практической деятельности, осуществляющейся на базе догматических абстрактных конструктов, является
утопический цикл.
Фактическое «замещение» действительности абсолютным конструктом неизбежно приводит к деформации методологии социальных исследований.
Она оказывается
детерминированной не объективной логикой движения реального предмета, а способом абстрактного конструирования.
Тем самым из такой методологии «благопо


[стр.,26]

лучно изымается» продекларированный диалектический метод, а на его место ставится субъективистский произвол.
Такие явления еще не списаны в архив.
Формализм, бюрократизм классическое воплощение «в натуре» своеобразной формы жизнедеятельности антидиалектического способа действия, а не только образа мыслей, для которого характерна абсолютизация формы в ущерб содержанию.
Весьма далек от диалектики начетнический образ мысли с его бездумным, некритическим и механическим заучиванием общеизвестных положений и выводов.
Здесь господствует' цитатничество с поверхностным комментированием и подбором суммы примеров из
современной жизни вместо творческого развития социальной теории.
Если же какие-то теоретические выводы и положения не подтверждаются соответствующими цитатами, они встречаются с подозрением.

В худшем случае на них штампуется идеологическое клише.
Начетнический образ мысли и действия с его бездумным цитатничеством
неизбежно ведет к подмене истины-процесса ее отдельными кусочками результатами, а также набором банальностей, тривиальностей и общих мест.
Очень живучим в нашей общественной науке, особенно при разработке политических концепций и моделей, оказался схоластический «способ умствования».
Его проявления сегодня пресловутая «игра в дефиниции», манипулирование «модными терминами», тяга к классификаторству.
Это скучное «пережевывание» прописных истин (а нередко и домыслов), доказывание уже доказанного вместо принципиальной постановки и решения новых проблем на основе объективного анализа реалий социальной жизни.
Это громкие, трескучие фразы вместо аргументированного исследования конкретного фактического материала и его теоретического обобщения.
Это псевдоноваторство с забвением азбучных истин , эквилибристика с новомодной терминологией.
Это 26

[Back]