Проверяемый текст
Тилинина Татьяна Валентиновна. Специфика заблуждений в социальном познании (Диссертация 1998)
[стр. 58]

58 тривиальностей и общих мест из теории.
Все еще очень живучим в нашей общественной науке и практике, особенно при разработке политических концепций и моделей, оказался схоластический «способ умствования».
Его проявления сегодня
это пресловутая «игра в дефиниции», манипулирование «модными терминами», тяга к формальному классификаторству.
Это скучное «пережевывание» прописных истин (а нередко и домыслов),
однообразное доказывание уже много раз доказанного вместо принципиальной постановки и решения новых проблем на основе объективного анализа реалий социальной жизни.
Это громкие,
бездоказательные фразы вместо аргументированного исследования конкретного фактического материала и его теоретического обобщения.
Это псевдоноваторство с забвением азбучных истин, эквилибристика с новомодной терминологией.
Это
описательность и движение мысли от заранее сконструированных схем и априорных формул к реальным жизненным процессам, усиливает социальную детерминированность заблуждения.
Нельзя перечислить все формы и виды таких методов в социальных отношениях, но очевидно, что с помощью таких приемов невозможно адекватно познавать действительность и действовать по ее логике.
Особенно опасно допущение различных проявлений
таких методов и приёмов в общественных науках, в политических теориях, поскольку слишком велика цена возникающих на этой основе такого рода ошибок и заблуждений.
Для оправдания лжи и распространения заблуждений широко используются и такие антидиалектические приемы искажения истины, как софистика и эклектика.
Их нельзя отнести к заблуждениям в собственном смысле слова, поскольку они являются преднамеренной фальсификацией истины и принадлежат к области лжи, но их роль в культивировании заблуждений весьма значительна, поэтому на краткой характеристике этих приемов
стоит остановиться.
[стр. 26]

лучно изымается» продекларированный диалектический метод, а на его место ставится субъективистский произвол.
Такие явления еще не списаны в архив.
Формализм, бюрократизм классическое воплощение «в натуре» своеобразной формы жизнедеятельности антидиалектического способа действия, а не только образа мыслей, для которого характерна абсолютизация формы в ущерб содержанию.
Весьма далек от диалектики начетнический образ мысли с его бездумным, некритическим и механическим заучиванием общеизвестных положений и выводов.
Здесь господствует' цитатничество с поверхностным комментированием и подбором суммы примеров из современной жизни вместо творческого развития социальной теории.
Если же какие-то теоретические выводы и положения не подтверждаются соответствующими цитатами, они встречаются с подозрением.
В худшем случае на них штампуется идеологическое клише.
Начетнический образ мысли и действия с его бездумным цитатничеством неизбежно ведет к подмене истины-процесса ее отдельными кусочками результатами, а также набором банальностей, тривиальностей и общих мест.
Очень живучим в нашей общественной науке, особенно при разработке политических концепций и моделей, оказался схоластический «способ умствования».
Его проявления сегодня
пресловутая «игра в дефиниции», манипулирование «модными терминами», тяга к классификаторству.
Это скучное «пережевывание» прописных истин (а нередко и домыслов),
доказывание уже доказанного вместо принципиальной постановки и решения новых проблем на основе объективного анализа реалий социальной жизни.
Это громкие,
трескучие фразы вместо аргументированного исследования конкретного фактического материала и его теоретического обобщения.
Это псевдоноваторство с забвением азбучных истин , эквилибристика с новомодной терминологией.
Это
26

[стр.,27]

описательность и движение мысли от заранее сконструированных схем и априорных формул к реальным жизненным процессам, подгонка последних под умозрительные построения и т.д., и т.п.
Нельзя перечислить все формы и виды антидиалектики, но очевидно, что с помощью таких приемов невозможно адекватно познавать действительность и действовать по ее лог ике.
Особенно опасно допущение различных проявлений
антидиалектики в общественных науках, в политических теориях, поскольку слишком велика цена возникших в них такого рода ошибок и заблуждений.
Для оправдания лжи и распространения заблуждений широко используются и такие антидиалектические приемы искажения истины, как софистика и эклектика.
Их нельзя отнести к заблуждениям в собственном смысле слова, поскольку они являются преднамеренной фальсификацией истины и принадлежат к области лжи, но их роль в культивировании заблуждений весьма значительна, поэтому на краткой характеристике этих приемов
сгоит остановиться.
Характерной особенностью софистики и эклектики является игнорирование диалектики при тщательных попытках подделаться под нее.
Они выхватывают из многообразия фактов лишь один или несколько и используют их для построения ложной концепции.
При этом выхватываются факты произвольно ,без учета конкретной обстановки и обстоятельств, но принципу лишь внешнего соответствия доказываемому положению.
Трудно перечислить используемые приемы и методы софистики и эклектики.
Это и заведомо ложные аргументы, и явная фальсификация, эклектический подбор фактов и цитат, субъективистские интерпретации, бессодержательные и пустые рассуждения, политический шантаж, откровенная демагогия, оговорки, угрозы, «наклеивание ярлыков», провокации и многое другое.
Эти антидиалектические приемы хорошо «помогают» при обосновании корыстных целей политических субъектов завоевания власти 27

[Back]