Проверяемый текст
Тилинина Татьяна Валентиновна. Специфика заблуждений в социальном познании (Диссертация 1998)
[стр. 59]

59 Характерной особенностью софистики и эклектики является игнорирование диалектики при тщательных попытках подделаться под нее.
Они выхватывают из многообразия фактов лишь один или несколько и используют их для построения ложной концепции.
При этом выхватываются факты произвольно, без учета конкретной обстановки и обстоятельств,
по принципу лишь внешнего соответствия доказываемому положению.
Трудно перечислить используемые приемы и методы софистики и эклектики.
Это и заведомо ложные аргументы, и явная фальсификация, эклектический подбор фактов и цитат, субъективистские интерпретации, бессодержательные и пустые рассуждения, политический шантаж, откровенная демагогия, оговорки, угрозы, «наклеивание ярлыков»,
идеологические провокации и многое другое.
Эти антидиалектические приемы хорошо «помогают» при обосновании корыстных целей политических субъектов
для завоевания власти, а также ее укрепления и сохранения.
Такие цели, далеко не всегда возвышенные
их завуалируют, иллюзорно превращают в совсем иныеценности, улучшение благосостояния народа, повышение уровня жизни трудящихся, развитие демократии, провозглашение свободы и т.п.
Таким образом, широкие массы вводятся в заблуждение, и культивируется почва для новых заблуждений
как в социальных теориях, так и в социальной практике.
Чтобы завершить обсуждение вопроса о
социальной детерминированности заблуждений, нужно отметить еще некоторые моменты.
В контексте социально-психологической атмосферы можно выделить причину социальных заблуждений, какой является мода, то есть бездумное стремление следовать
принятым в данном обществе догмам и стереотипам.
Весьма возможным является еще и такое проявление догматизма, как слепая вера в авторитет.
«Авторитет, по словам Х.Г.
Гадамера, повинен в том, что люди вообще не прибегают к своему разуму.
Ложная приверженность старому, авторитетам сама по себе заслуживает
противодействия»[47].
Во
[стр. 27]

описательность и движение мысли от заранее сконструированных схем и априорных формул к реальным жизненным процессам, подгонка последних под умозрительные построения и т.д., и т.п.
Нельзя перечислить все формы и виды антидиалектики, но очевидно, что с помощью таких приемов невозможно адекватно познавать действительность и действовать по ее лог ике.
Особенно опасно допущение различных проявлений антидиалектики в общественных науках, в политических теориях, поскольку слишком велика цена возникших в них такого рода ошибок и заблуждений.
Для оправдания лжи и распространения заблуждений широко используются и такие антидиалектические приемы искажения истины, как софистика и эклектика.
Их нельзя отнести к заблуждениям в собственном смысле слова, поскольку они являются преднамеренной фальсификацией истины и принадлежат к области лжи, но их роль в культивировании заблуждений весьма значительна, поэтому на краткой характеристике этих приемов сгоит остановиться.
Характерной особенностью софистики и эклектики является игнорирование диалектики при тщательных попытках подделаться под нее.
Они выхватывают из многообразия фактов лишь один или несколько и используют их для построения ложной концепции.
При этом выхватываются факты произвольно ,без учета конкретной обстановки и обстоятельств,
но принципу лишь внешнего соответствия доказываемому положению.
Трудно перечислить используемые приемы и методы софистики и эклектики.
Это и заведомо ложные аргументы, и явная фальсификация, эклектический подбор фактов и цитат, субъективистские интерпретации, бессодержательные и пустые рассуждения, политический шантаж, откровенная демагогия, оговорки, угрозы, «наклеивание ярлыков»,
провокации и многое другое.
Эти антидиалектические приемы хорошо «помогают» при обосновании корыстных целей политических субъектов
завоевания власти 27

[стр.,28]

ее укрепления и сохранения.
Такие цели, далеко не всегда возвышенные
необходимо завуалировать, иллюзорно превратить в совсем иные: улучшение благосостояния народа, повышение уровня жизни трудящихся, развитие демократии, провозглашение свободы и т.п..
Таким образом, широкие массы вводятся в заблуждение, и культивируется почва для новых заблуждений
в социальных теориях и социальной практике.
Чтобы завершить обсуждение вопроса о
социокультурной детерминации заблуждений, нужно отметить еще некоторые моменты.
В контексте социально психологической атмосферы можно выделить причину социальных заблуждений, какой является мода, то есть бездумное стремление следовать
в обществе догмам и стереотипам.
Возможно еще такое проявление догматизма, как вера в авторитет.
«Авторитет...
повинен в том, что люди вообще не прибегают к своему разуму.
Ложная приверженность старому, авторитетам сама по себе заслуживает
противодействия».1 Во многих случаях субъективной причиной ошибок является поспешность довольно частое явление в общественной жизни.
«...Поспешность это подлинный источник ошибок, возникающих при пользовании собственным разумом»* 2.
Подробнее о специфических причинах заблуждений именно в социальном познании будет сказано в следующей главе.
Сейчас требуется рассмотреть виды заблуждений в соответствии с формами познавательной деятельности.
§ 3.
Формы познавательной деятельности и виды заблуждений Проблема выделения видов заблуждений специально не ставилась пока в нашей литературе.
Однако отдельные виды заблуждений 28 ‘Гадамер Х.Г.Г.
Истина и метод.
М., 1988, с.ЗЗО 2 Там же.

[Back]