Проверяемый текст
Тилинина Татьяна Валентиновна. Специфика заблуждений в социальном познании (Диссертация 1998)
[стр. 61]

61 пор, пока не находятся более точные ответы на поставленные практикой вопросы.
4.
С этой точки зрения появление теоретических заблуждений в сфере научного познания вполне закономерно и далеко не фатально, поскольку здесь очень многое зависит от самого субъекта, от диалектичности или метафизичности его мышления и действий, от зрелости науки и практики, от конкретной социальной обстановки, в которую включен данный субъект.
5.
Произведенная нами типологическая классификация социальных заблуждений выделяет следующие их виды: а) социальные иллюзии, являющиеся компонентом обыденного сознания и возникающие в результате искаженного восприятия действительности, и утопии, созданные на их основе; б) обыденные заблуждения, возникающие в результате дезинформации или заведомой лжи, прямого обмана; в) ошибки социальных субъектов как теоретические, так и практические; г) опредмеченные социальные заблуждения, являющиеся результатом воплощения в действительность идеологической компоненты общественного сознания; д) заблуждения в социальных теориях, претендующих на объективноистинное знание, возникающее как следствие отражения незрелой общественной практики, неразвитого познания и деформированных социальных отношений.
6.
Критерии истинности и «научности» далеко не всегда совпадают друг с другом, поскольку наличие целого ряда заблуждений в научном познании играет позитивную роль и является объективным фактором развития любой науки до стадии формирования в ней господствующей парадигмы.
Помимо этого, полученное заблуждение в процессе научного поиска отсекает тупиковые пути и косвенным образом дает информацию о границах применимости или неприменимости данной теории.
[стр. 12]

12 в различных социальных теориях, концепциях и установках.
8.
Существуют следующие основные виды социальных заблуждений: а) социальные иллюзии, являющиеся компонентом обыденного сознания, возникающие в результате искаженного восприятия действительности, и утопии, созданные на их основе; б) обыденные заблуждения, возникающие в результате дезинформации или заведомой лжи, прямого обмана; в) ошибки социальных субъектов теоретические и практические; г) опредмеченные социальные заблуждения результат воплощения в действительность идеологической компоненты общественного сознания; д) заблуждения в социальных теориях, претендующих на объективно-истинное знание; являются продуктом незрелой общественной практики, неразвитого познания и деформированных социальных отношений.
9.
Устаревшая практика не может быть критерием истины для теории, на основе которой эта практика должна подвергаться коренному изменению; для того метода, путем которого должна быть преобразована действительность.
Такая практика порождает заблуждения в познании (теоретическом и обыденном), которые вновь реализуются в действительности, толкая общество дальше по пути заблуждений.
10.
Механизм возникновения практических заблуждений может быть трояким: (1) опредмечивание заблуждений, существовавших первоначально в теории; (2) искажение принципов и законов истиной теории в ходе претворения ее в действительность, вследствие чего результаты деятельности оказываются противоположными ожидаемым; (3) совершение стихийных действий, без опоры на какие-либо требования объективных законов, вообще без всяких теории и метода, путем

[стр.,36]

бой отраженную в сознании ложную действительность, то есть не субъективную ошибку, а общественно необходимую видимость отношений, воспроизводящуюся в представлении членов общества.1 Их повседневная практика такова, что полностью подтверждает содержание фетишистского сознания.
Получается так, что к этим иллюзиях уже неприменимы характеристики их как заблуждении.
Парадокс в том, что заблуждения эти «работают» в системе человеческой жизнедеятельности, служат ориентирами для индивидов, ежедневно и ежечасно «верифицируются».
Это уже истины опыта.
Действительно, люди, живущие в условиях ограниченных форм практики, не осознают их ограниченности и принимают их за вечные и неизменные , неизбежно принимают иллюзии и заблуждения за истину и через них воспринимают действительное движение практики и познания.
По другим основаниям классифицировать заблуждения можно следующим образом.
По уровням общественного сознания заблуждения делятся на обыденные и теоретические.
Обыденные заблуждения (в частности , иллюзии) можно считать в определенной степени неизбежными, поскольку их возникновение зависит в меньшей степени от субъекта, чем от объекта (действительности, практики), который может представляться искажённым.
Но это не относится к ошибкам.
Появление же теоретических заблуждений не фатально, здесь многое зависит от субъекта, от диалектичности или метафизичности его мышления и действий, от зрелости науки и практики ,от конкретной социальной обстановки, в которую включен данный субъект.
Классифицировать заблуждения можно и по формам общественного сознания на политические, правовые, научные, философские, ре1 Маркс К.
Капитал.
Критика теории прибавочной стоимости.
Т1 // Маркс К., Энгельс Ф.
Собр.
соч., Т23.
36

[стр.,237]

237 а) социальные иллюзии, являющиеся компонентом обыденного сознания и возникающие в результате искаженного восприятия действительности, и утопии, созданные на их основе; б) обыденные заблуждения, возникающие в результате дезинформации или заведомой лжи, прямого обмана; в) ошибки социальных субъектов теоретические и практические; г) опредмеченные социальные заблуждения, являющиеся результатом воплощения в действительность идеологической компоненты общественного сознания; д) заблуждения в социальных теориях, претендующих на объективно-истинное знание, возникающее как следствие отражения незрелой общественной практики, неразвитого познания и деформированных социальных отношений.
Общественная практика сама по себе, в своем пространственновременном бытие, еще ничего не доказывает и не опровергает.
Критерием истины для общсствознания она становится в форме социального действия через сознание человека, через его познание ее самой.
В нашей литературе долгое время господствовало однозначно положительное отношение к самому феномену практики.
Почему-то было принято считать, что ложь практически реализовать нельзя.
Оказалось что можно.
Подтверждение этому отчужденные, фетишизированные, социально превращенные формы практики.
Эта ложная практика является доказательством теории, на основе которой она совершается.
В условиях объективно-принудительного навязывания иллюзионного способа представления социальных отношений сама практика деформируется и не может служить критерием истины.
Бесспорно, автору удалось решить далеко не все проблемы и ответить на все вопросы, возникшие в связи с предпринятым исследова

[Back]