62 ГЛАВА II. ФЕНОМЕН ЗАБЛУЖДЕНИЯ И СПЕЦИФИКА ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТА 2.1. Современный взгляд на проблему заблуждений в социальном познании С самого начала следует отметить, что понятия «заблуждение в социальном познании» и «социальное заблуждение» не тождественны, хотя и имеют большое сходство. Понятие «социальное заблуждение» характеризует состояние сознания и деятельности больших групп людей, общественных слоев населения или даже всего общества. Сюда относятся и иллюзии обыденного сознания, и ошибки политиков, и превратное мировидение больших масс людей. Кроме того, социальные заблуждения это еще и те заблуждения, которые опредмечены в практике, воплощены в общественную жизнь. Понятие же «заблуждение в социальном познании» говорит само за себя это характеристика, прежде всего, общественного теоретического познания и знания, стремящегося быть научным, находящегося в поиске истины. Социальное познание не имеет строго фиксированной локализации, не связано с существованием одной науки или даже комплекса наук, изучающих общественную жизнь. Оно может составлять содержание отдельной науки (но не исчерпывать его полностью), в другой же науке существовать в виде отдельных ее элементов. Сферой социального познания и знания является и обыденное сознание. Исходя из этого, опираясь на знание структуры общественного сознания, становится возможным вывести типологическую классификацию заблуждений в целом и, проанализировав их причины и социокультурную детерминированность, можно выделить основные виды социальных заблуждений. Прежде всего, наиболее массовыми среди них выступают социальные иллюзии, являющиеся компонентом обыденного сознания, возникающие в результате искаженного восприятия действительности, и утопии, созданные |
можно выразить в логике понятий, если оно в какой-то степени рационализируемо и формализуемо, то его можно оценивать с применением категорий истины и заблуждения. 6. Понятие «социальное заблуждение» характеризует состояние сознания и деятельности больших групп людей, общественных слоев или даже всего общества. Сюда относятся и иллюзии обыденного сознания и ошибки политиков, и превратное мировидение, и др. Кроме того, социальные заблуждения это и заблуждения, опредмеченные в практике, воплощенные в общественной жизни. Понятие же «заблуждение в социальном познании» это характеристика прежде всего теоретического познания и знания, стремящегося быть научным, находящегося в поиске истины. 7. Источники возникновения заблуждений (в том числе и в социальном познании) можно разделить на две основные группы: гносеологические и социальные, каждая из них делится на две подгруппы заблуждения, вызванные либо объективными, либо субъективными причинами. Гносеологические причины обусловлены своеобразием обществознания и коренятся в противоречивом и бесконечно сложном процессе развития социального объекта (объективный аспект). Гносеологические субъективные причины это следствия относительной самостоятельности и активности субъекта, ограниченности его способностей, методов и подходов в познании столь сложного объекта, какими является общество. Объективными социальными причинами являются ограниченность практики и познания, относительная их незавершенность и незрелость или «ущербность». Субъективных узко-групповые интересы и ценностные позиции социальных субъектов, которые могут как осознавать их (тогда заблуждения результат обмана), так и неосознанно выражать свои интересы 11 12 в различных социальных теориях, концепциях и установках. 8. Существуют следующие основные виды социальных заблуждений: а) социальные иллюзии, являющиеся компонентом обыденного сознания, возникающие в результате искаженного восприятия действительности, и утопии, созданные на их основе; б) обыденные заблуждения, возникающие в результате дезинформации или заведомой лжи, прямого обмана; в) ошибки социальных субъектов теоретические и практические; г) опредмеченные социальные заблуждения результат воплощения в действительность идеологической компоненты общественного сознания; д) заблуждения в социальных теориях, претендующих на объективно-истинное знание; являются продуктом незрелой общественной практики, неразвитого познания и деформированных социальных отношений. 9. Устаревшая практика не может быть критерием истины для теории, на основе которой эта практика должна подвергаться коренному изменению; для того метода, путем которого должна быть преобразована действительность. Такая практика порождает заблуждения в познании (теоретическом и обыденном), которые вновь реализуются в действительности, толкая общество дальше по пути заблуждений. 10. Механизм возникновения практических заблуждений может быть трояким: (1) опредмечивание заблуждений, существовавших первоначально в теории; (2) искажение принципов и законов истиной теории в ходе претворения ее в действительность, вследствие чего результаты деятельности оказываются противоположными ожидаемым; (3) совершение стихийных действий, без опоры на какие-либо требования объективных законов, вообще без всяких теории и метода, путем 197 ГЛАВА АСОЦИАЛЬНЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ §1. Заблуждения в социальном познании и познание социальных заблуждений С самого начала следует отметить, что понятия «заблуждение в социальном познании» и «социальное заблуждение» не тождественны, хотя и имеют большое сходство. Понятие «социальное заблуждение» характеризует состояние сознания и деятельности больших групп людей, общественных слоев, населения или даже всего общества. Сюда относятся и иллюзии обыденного сознания, и ошибки политиков, и превратное мировидение больших масс людей. Кроме того, социальные заблуждения это и заблуждения, опредмеченные в практике, воплощенные в общественную жизнь. Понятие же «заблуждение в социальном познании» говорит само за себя это характеристика, прежде всего, общественного теоретического познания и знания, стремящегося быть научным, находящегося в поиске истины. Социальное познание (и знание) не имеет строгофиксированной локализации, не связано с существованием одной науки или даже комплекса наук, изучающих общественную жизнь. Оно может составлять содержание отдельной науки (но не исчерпывать его полностью), в другой же науке существовать в виде отдельных ее элементов. Сферой социального познания и знания является и обыденное сознание. Призвание многовариантности направлений исторического развития влечет и признание многовариантности моделей социального познания; есть ли место понятиям истины и заблуждения в массиве такого знания? Ведь в контексте современного, постмодернистского и авангардистского исторического и социального познания, основывающегося во многом на субъективных установках и пристрастиях исследователя, из поля его зрения фактически выпадают вопросы об истинности или ложности произведенного им знания. А ведь истинное знание считается в |