Проверяемый текст
Тилинина Татьяна Валентиновна. Специфика заблуждений в социальном познании (Диссертация 1998)
[стр. 63]

63 на их основе.
Об этих последних следует сказать подробнее.
Специфической чертой утопий является стремление сконструировать проект социальной действительности и способ его воплощения в жизнь на основе какого-либо
внеисторического фактора, сверхили надысторического воздействия, отвлеченного принципа.
В силу догматизации общественной науки утопией может стать и реалистическая теория, если абсолютизировать отдельные ее положения,
либо же всю ее в целом.
Однако нужно помнить, что не каждая ошибочная модель социальной действительности является утопией, в частности, если эта ошибка обусловлена неполнотой, неточностью знания.
Даже ошибки, имеющие причиной социальную заинтересованность идеолога, еще не являются утопическими.
«Утопия,
по мысли С.С.
Сизова, означает не всякий, а лишь достаточно развернутый идеал, образующий определенный целостный образ общественных отношений, которые его создатель считает наиболее совершенными»[49].
В настоящее время понятие «утопия» привлекает к себе внимание многих исследователей.

Если первоначально им обозначали гипотетические социальные структуры, то сейчас оно используется зачастую в
более широком смысле: утопичным считают то сознание, которое не находится в соответствии с окружающим его бытием[50].
Такой
известный исследователь проблемы утопий, как К.
Мангейм, отмечает и еще одно, дополнительное значение утопического как представления, реализация которого в принципе невозможна.
Однако для самого Мангейма утопичной является лишь та «трансцендентная по отношению к действительности» ориентация, которая, преобразуясь в действие, частично или полностью взрывает существующий в данный момент порядок вещей.
Утопией она называется потому, что кажется вообще неосуществимой представителям утвердившегося социального порядка.
Получается, что утопичность той или иной общественной теории определяется тем, как относятся к ней и что думают о ней те или иные
[стр. 210]

210 §3.
Типология социальных заблуждений Опираясь на знание структуры общественного сознания, на принятую выше (глава 1, §3) классификацию заблуждений вообще и проанализировав их причины (глава 4, §2), можно выделить следующие виды социальных заблуждений.
1.
Социальные иллюзии, являющиеся компонентом обыденного сознания, возникающие в результате искаженного восприятия действительности, и утопии, созданные на их основе.
Об этих последних следует сказать подробнее.
Специфической чертой утопий является стремление сконструировать проект социальной действительности и способ его воплощения в жизнь на основе какого-либо
внсисторического фактора, сверхили надысторического воздействия, отвлеченного принципа.
В силу догматизации общественной науки утопией может стать и реалистическая теория, если абсолютизировать отдельные ее положения
или всю ее в целом.
Однако нужно помнить, что не каждая ошибочная модель социальной действительности является утопией, в частности, если эта ошибка обусловлена неполнотой, неточностью знания.
Даже ошибки, имеющие причиной социальную заинтересованность идеолога, еще не являются утопическими: «...Утопия
означает не всякий, а лишь достаточно развернутый идеал, образующий определенный целостный образ общественных отношений, которые его создатель считает наиболее совершенными».1 В настоящее время понятие «утопия» привлекает к себе внимание многих исследователей.1 2 Если первоначально им обозначали гипотетические социальные структуры, то сейчас оно используется зачастую в 1 Сизов С.С.
Утопия и общественное сознание.
Л., 1988, с.
19.
2 Капустин М.П.
Конец утопии? М., 1990; Политическая утопия: История и современность.
Ростов-на-Дону, 1992.


[стр.,211]

211 более широком смысле: утопичным считают то сознание, которое не находится в соответствии с окружающим его бытием .* Такой исследователь утопий, как К.Мангейм, отмечает и еще одно, дополнительное значение утопического как представления, реализация которого в принципе невозможна.
Однако для самого Мангейма утопичной является лишь та «трансцендентная по отношению к действительности» ориентация, которая, преобразуясь в действие, частично или полностью взрывает существующий в данный момент порядок вещей.
Утопией она называется потому, что кажется вообще неосуществимой представителям утвердившегося социального порядка.
Получается, что утопичность той или иной общественной теории определяется тем, как относятся к ней и что думают о ней те или иные
социальные слои и группы.
В нашей же литературе утвердилось иное понимание утопии как теории, созданной в абсолютном отрыве от социальных реальностей.
Но такую теорию вообще создать невозможно, поскольку даже намеренное искажение действительности будет неизбежно содержать моменты истинности.
А поскольку социальная реальность постоянно изменяется, любая теория не сможет отразить целиком одномоментно все ее изменения.
И хотя в каждый данный момент времени возможно научными средствами обеспечить оптимальный характер принимаемых субъектами решений, на стратегическом уровне невозможно учесть всю совокупность детерминирующих решение факторов.
Поскольку человечеству приходится время от времени принимать стратегические решения, всегда останется место для утопий.
И чем глобальнее социальная программа, чем подробнее регламентируются се отдельные элементы, тем более она превращается в утопию.
1 1 См.
Мангейм К.
Идеология и утопия.
// Утопия и утопическое мышление.
М., 1991.

[Back]