Проверяемый текст
Тилинина Татьяна Валентиновна. Специфика заблуждений в социальном познании (Диссертация 1998)
[стр. 64]

64 социальные слои и группы[51].
В нашей философской же литературе утвердилось иное понимание утопии как теории, созданной в абсолютном отрыве от социальных реальностей.
Но такую теорию вообще создать невозможно, поскольку даже намеренное искажение действительности будет неизбежно содержать моменты истинности.
А поскольку социальная реальность постоянно изменяется, любая теория не сможет отразить целиком одномоментно все ее изменения.
И хотя в каждый данный момент времени возможно научными средствами обеспечить оптимальный характер принимаемых субъектами решений, на стратегическом уровне невозможно учесть всю совокупность детерминирующих решение факторов.
«Поскольку человечеству приходится время от времени принимать стратегические решения, всегда останется место для утопий.
И чем глобальнее
данная социальная программа, чем подробнее регламентируются ее отдельные элементы, тем более она превращается в утопию»[52].
Другой разновидностью социальных заблуждений выступают обыденные заблуждения, возникающие в результате дезинформации или даже заведомой лжи, прямого обмана, а также ошибки как общего теоретического, так и практического характера.
Первые представляют собой результат невнимательности или некомпетентности социального субъекта при анализе действительности.
Практические ошибки, в свою очередь, тоже делятся на два подвида: а) возникающие в результате неадекватного воплощения в действительность истинных положений социальных теорий и
б) возникающие в результате «бестеоретической» общественной деятельности, осуществляющейся путем проб и ошибок на основе обыденного сознания, зачастую к тому же и деформированного.
Такая деятельность является стихийной, и хотя вероятность ее успеха все же существует, она ничтожно мала.
Оба вида практических ошибок представляют
по своей сути заблуждения, не соответствующие объективной логике развития действительности или
[стр. 211]

211 более широком смысле: утопичным считают то сознание, которое не находится в соответствии с окружающим его бытием .* Такой исследователь утопий, как К.Мангейм, отмечает и еще одно, дополнительное значение утопического как представления, реализация которого в принципе невозможна.
Однако для самого Мангейма утопичной является лишь та «трансцендентная по отношению к действительности» ориентация, которая, преобразуясь в действие, частично или полностью взрывает существующий в данный момент порядок вещей.
Утопией она называется потому, что кажется вообще неосуществимой представителям утвердившегося социального порядка.
Получается, что утопичность той или иной общественной теории определяется тем, как относятся к ней и что думают о ней те или иные социальные слои и группы.
В нашей же литературе утвердилось иное понимание утопии как теории, созданной в абсолютном отрыве от социальных реальностей.
Но такую теорию вообще создать невозможно, поскольку даже намеренное искажение действительности будет неизбежно содержать моменты истинности.
А поскольку социальная реальность постоянно изменяется, любая теория не сможет отразить целиком одномоментно все ее изменения.
И хотя в каждый данный момент времени возможно научными средствами обеспечить оптимальный характер принимаемых субъектами решений, на стратегическом уровне невозможно учесть всю совокупность детерминирующих решение факторов.
Поскольку человечеству приходится время от времени принимать стратегические решения, всегда останется место для утопий.
И чем глобальнее
социальная программа, чем подробнее регламентируются се отдельные элементы, тем более она превращается в утопию.
1 1 См.
Мангейм К.
Идеология и утопия.
// Утопия и утопическое мышление.
М., 1991.


[стр.,212]

212 2.
Обыденные заблуждения, возникающие в результате дезинформации или даже заведомой лжи, прямого обмана.

3.
Ошибки теорегические и практические.
Первые представляют собой результат невнимательности или некомпетентности социального субъекта при анализе действительности.
Практические ошибки, в свою очередь, тоже делятся на два подвида: а) возникающие в результате неадекватного воплощения в действительность истинных положений социальных теорий и
6) возникающие в результате «бестеоретической» общественной деятельности, т.е.
без теории и метода, осуществляющейся путем проб и ошибок на основе обыденного сознания (зачастую деформированного).
Такая деятельность является стихийной, и хотя вероятность ее успеха все же существует, она ничтожно мала.
Оба вида практических ошибок представляют
собой неправильные (т.е.
не соответствующие объективной логике развития действительности)
действия социальных субъектов.
Безусловно, ошибок в общественной деятельности следует избегать, но если уж они сделаны, то необходимо в этом признаться, и как можно раньше, а главное принять меры для их практического преодоления.
Кроме того, следует помнить, что ошибки временное отступление с пути к истине, а не сознательный уход с него.
Ошибки можно исторически объяснить, и даже в какой-то мере оправдать их.
А вот отступления, и уж тем более преступления против социального прогресса, да и в целом против человечности, оправдать невозможно, и никакие ссылки на отсутствие исторического опыта здесь не аргумент.
Само по себе признание ошибок еще не гарантирует того, что они больше не повторятся.
Нужно уметь извлекать из ошибок опыт по их устранению.
В.И.Ленин писал: «К политике и партиям применимо ...
то, что относится к отдельным людям.
Умен не тот, кто не делает ошибок.

[Back]