Проверяемый текст
Тилинина Татьяна Валентиновна. Специфика заблуждений в социальном познании (Диссертация 1998)
[стр. 65]

6$ деяниям социальных субъектов.
Безусловно, ошибок в общественной деятельности следует избегать, но если уж они сделаны, то необходимо в этом признаться, и как можно раньше, а главное принять меры для их практического преодоления.
Кроме того, следует помнить, что ошибки
это временное отступление на пути к истине, а не сознательный уход с него.
Ошибки можно исторически объяснить, и даже в какой-то мере оправдать их.
А вот отступления, и уж тем более преступления против социального прогресса, да и в целом против человечности, оправдать невозможно,
хотя они относятся по существу к системе ошибок и заблуждений.
Само по себе признание ошибок еще не гарантирует того, что они больше не повторятся.
Нужно уметь извлекать из ошибок опыт по их устранению.
В.
И.
Ленин писал: «К политике и партиям применимо...
то, что относится к отдельным людям.
Умен не тот, кто не делает ошибок.

Таких людей нет и быть не может.
Умен тот, кто делает ошибки не очень существенные и кто умеет легко и быстро исправлять
их»[53].
Особенно устойчивыми являются «оживление», «овеществление» заблуждения, связанные с идеологическим компонентом общественного сознания.
Предвзятый апологетический взгляд на мир сквозь призму узких субъективных (тем более абсолютизированных) интересов социальных групп не может дать адекватного отражения действительности, к тому же в интересы консервативно настроенных слоев общества зачастую входит стремление сознательно искажать отображение социальной реальности.
А затем подобные заблуждения идеологов из их теоретических построений перекочевывают в их практическую деятельность и опредмечиваются через нее в структуры общества, в реальную жизнь.

Менее устойчивыми и не столь массово проявляющимися выступают заблуждения в социальных теориях, претендующих на объективно-истинное знание.
Они являются продуктом незрелой общественной практики, неразвитого познания и деформированных социальных отношений.
[стр. 12]

12 в различных социальных теориях, концепциях и установках.
8.
Существуют следующие основные виды социальных заблуждений: а) социальные иллюзии, являющиеся компонентом обыденного сознания, возникающие в результате искаженного восприятия действительности, и утопии, созданные на их основе; б) обыденные заблуждения, возникающие в результате дезинформации или заведомой лжи, прямого обмана; в) ошибки социальных субъектов теоретические и практические; г) опредмеченные социальные заблуждения результат воплощения в действительность идеологической компоненты общественного сознания; д) заблуждения в социальных теориях, претендующих на объективно-истинное знание; являются продуктом незрелой общественной практики, неразвитого познания и деформированных социальных отношений.
9.
Устаревшая практика не может быть критерием истины для теории, на основе которой эта практика должна подвергаться коренному изменению; для того метода, путем которого должна быть преобразована действительность.
Такая практика порождает заблуждения в познании (теоретическом и обыденном), которые вновь реализуются в действительности, толкая общество дальше по пути заблуждений.
10.
Механизм возникновения практических заблуждений может быть трояким: (1) опредмечивание заблуждений, существовавших первоначально в теории; (2) искажение принципов и законов истиной теории в ходе претворения ее в действительность, вследствие чего результаты деятельности оказываются противоположными ожидаемым; (3) совершение стихийных действий, без опоры на какие-либо требования объективных законов, вообще без всяких теории и метода, путем

[стр.,212]

212 2.
Обыденные заблуждения, возникающие в результате дезинформации или даже заведомой лжи, прямого обмана.
3.
Ошибки теорегические и практические.
Первые представляют собой результат невнимательности или некомпетентности социального субъекта при анализе действительности.
Практические ошибки, в свою очередь, тоже делятся на два подвида: а) возникающие в результате неадекватного воплощения в действительность истинных положений социальных теорий и 6) возникающие в результате «бестеоретической» общественной деятельности, т.е.
без теории и метода, осуществляющейся путем проб и ошибок на основе обыденного сознания (зачастую деформированного).
Такая деятельность является стихийной, и хотя вероятность ее успеха все же существует, она ничтожно мала.
Оба вида практических ошибок представляют собой неправильные (т.е.
не соответствующие объективной логике развития действительности) действия социальных субъектов.
Безусловно, ошибок в общественной деятельности следует избегать, но если уж они сделаны, то необходимо в этом признаться, и как можно раньше, а главное принять меры для их практического преодоления.
Кроме того, следует помнить, что ошибки
временное отступление с пути к истине, а не сознательный уход с него.
Ошибки можно исторически объяснить, и даже в какой-то мере оправдать их.
А вот отступления, и уж тем более преступления против социального прогресса, да и в целом против человечности, оправдать невозможно,
и никакие ссылки на отсутствие исторического опыта здесь не аргумент.
Само по себе признание ошибок еще не гарантирует того, что они больше не повторятся.
Нужно уметь извлекать из ошибок опыт по их устранению.
В.И.Ленин писал: «К политике и партиям применимо ...
то, что относится к отдельным людям.
Умен не тот, кто не делает ошибок.


[стр.,213]

213 Таких людей нет и быть не может.
Умен тот, кто делает ошибки не очень существенные и кто умеет легко и быстро исправлять
их».1 4.
Опредмеченные социальные заблуждения, связанные с идеологическим компонентом общественного сознания.
Предвзятый апологетический взгляд на мир сквозь призму узких субъективных (тем более абсолютизированных) интересов социальных групп не может дать адекватного отражения действительности, к тому же в интересы консервативно настроенных слоев общества зачастую входит стремление сознательно искажать отображение социальной реальности.
А затем подобные заблуждения идеологов из их теоретических построений перекочевывают в их практическую деятельность и опредмечиваются через нее в структуры общества, в реальную жизнь.

5.
Заблуждения в социальных теориях, претендующих на объективно-истинное знание,
являются продуктом незрелой общественной практики, неразвитого познания и деформированных социальных отношений.
Безусловно, предложенное деление заблуждений (далеко не полное) возможно лишь в абстракции, для их подробного анализа; в «живой жизни» и реальных общественных отношениях они очень тесно переплетены, взаимовлияют друг на друга и взаимопорождают друг друга.
§4.Социальные заблуждения и общественная практика Неоспоримо то, что практика на каждом данном уровне своего развития представляет собой лишь относительный критерий истины и, следовательно, основу для преодоления заблуждений.
В условиях ограниченности форм практики эта ограниченность познающим и действующим субъектом не осознается, практика принимается за вечную и неизменную, что является основой для обыденных и теоретических за1 Ленин В.И.
Детская болезнь «левизны» в коммунизме.
// Поли.
собр.соч.,т.41, с.
18.

[Back]