Проверяемый текст
Тилинина Татьяна Валентиновна. Специфика заблуждений в социальном познании (Диссертация 1998)
[стр. 66]

66 Безусловно, предложенная нами типологическая классификация и разделение социальных заблуждений по их массовости, направленности и социальной детерминированности является далеко не полной и ее существование возможно лишь в абстракции, с целью использования данной классификации для наиболее подробного анализа последних.
В реальной «живой жизни» и наличных общественных отношениях они и ныне очень тесно переплетены, взаимно влияют друг на друга и взаимопорождают друг друга.
При этом, неоспоримым является то, что социальная практика детерминирует заблуждения.
Она на каждом уровне своего развития представляет собой лишь относительный критерий истины и, следовательно, основу для преодоления заблуждений.
В условиях ограниченности форм практики эта ограниченность познающим и действующим субъектом не осознается, практика принимается за вечную и неизменную, что является основой для обыденных и теоретических
заблуждений в общественном сознании (как это происходит, было показано выше).
Данные заблуждения в ходе деятельности субъекта
непосредственно воплощаются в действительность.
Эти опредмеченные
в социальной практике заблуждения отражаются сознанием и вновь реализуются в его предметных структурах.
Традиционный подход к истине фиксируют только соответствие знания какой-то вещи самой этой вещи вне внутренних тенденций ее развития.
Но как только познание начинает следовать объективной логике предмета, оно совпадает с диалектикой последнего и на этой основе формулирует его идеальный образ.
Идеал это не только объективный предел развития предмета, совпадения его явления с сущностью, но и форма сознания.
Она определяется пониманием объективного процесса развития этого предмета, следовательно, истинность идеала может быть обоснована только адекватностью отражения логики предмета в практике и
социальном познании.
Окончательное формирование идеала предмета происходит в процессе воплощения этого идеала в действительность, ибо лишь в
[стр. 213]

213 Таких людей нет и быть не может.
Умен тот, кто делает ошибки не очень существенные и кто умеет легко и быстро исправлять их».1 4.
Опредмеченные социальные заблуждения, связанные с идеологическим компонентом общественного сознания.
Предвзятый апологетический взгляд на мир сквозь призму узких субъективных (тем более абсолютизированных) интересов социальных групп не может дать адекватного отражения действительности, к тому же в интересы консервативно настроенных слоев общества зачастую входит стремление сознательно искажать отображение социальной реальности.
А затем подобные заблуждения идеологов из их теоретических построений перекочевывают в их практическую деятельность и опредмечиваются через нее в структуры общества, в реальную жизнь.
5.
Заблуждения в социальных теориях, претендующих на объективно-истинное знание, являются продуктом незрелой общественной практики, неразвитого познания и деформированных социальных отношений.
Безусловно, предложенное деление заблуждений (далеко не полное) возможно лишь в абстракции, для их подробного анализа; в «живой жизни» и реальных общественных отношениях они очень тесно переплетены, взаимовлияют друг на друга и взаимопорождают друг друга.
§4.Социальные заблуждения и общественная практика Неоспоримо то, что практика на каждом данном уровне своего развития представляет собой лишь относительный критерий истины и, следовательно, основу для преодоления заблуждений.
В условиях ограниченности форм практики эта ограниченность познающим и действующим субъектом не осознается, практика принимается за вечную и неизменную, что является основой для обыденных и теоретических
за1 Ленин В.И.
Детская болезнь «левизны» в коммунизме.
// Поли.
собр.соч.,т.41, с.
18.


[стр.,214]

214 блуждений в общественном сознании (как это происходит, было показано выше).
Данные заблуждения в ходе деятельности субъекта
воплощаются в действительность.
Эти опредмеченные
заблуждения отражаются сознанием и вновь реализуются в его структурах.
Традиционный подход к истине фиксируют только соответствие знания какой-то вещи самой этой вещи вне внутренних тенденций ее развития.
Но как только познание начинает следовать объективной логике предмета, оно совпадает с диалектикой последнего и на этой основе формулирует его идеальный образ.
Идеал это не только объективный предел развития предмета, совпадения его явления с сущностью, но и форма сознания.
Она определяется пониманием объективного процесса развития этого предмета, следовательно, истинность идеала может быть обоснована только адекватностью отражения логики предмета в практике и
познании.
Окончательное формирование идеала предмета происходит в процессе воплощения этого идеала в действительность, ибо лишь в
предметно-практической деятельности определяется и идеал как знание универсально-всеобщей (идеальной) формы самой действительности, и сам предмет в его истинности.
Здесь проверке подвергается не только знание и его соответствие предмету, но и сам предмет, его соответствие понятию, т.е.
пониманию его природы и сущности.
Взаимоопределение понятия и предмета происходит только в деятельности, которая согласуется с логикой объективного развития действительности.
А если не согласуется? Если сама практика одностороння, деформирована, ущербна, не ориентирована на идеальные, универсальные формы действительности? Тогда в истинном (в целом) образе действительности субъект обнаруживает неистинность ее самой, т.е.
ее несоответствие потребностям субъекта, его представлению о достойной действительности.
Исходя из несоответствия отображения сущего и представления о должном, субъект стремится наметить истинный путь при

[Back]