Проверяемый текст
Тилинина Татьяна Валентиновна. Специфика заблуждений в социальном познании (Диссертация 1998)
[стр. 67]

67 предметно-практической деятельности определяется и идеал как знание универсально-всеобщей (идеальной) формы самой действительности, и сам предмет в его истинности.
Здесь проверке подвергается не только знание и его соответствие предмету, но и сам предмет, его соответствие понятию, т.е.
пониманию его природы и сущности.

Взаимное определение понятия и предмета происходит только в деятельности, которая согласуется с логикой объективного развития действительности.
А если не согласуется? Если сама практика
является односторонней, деформированной, ущербной, не ориентированной на идеальные, универсальные формы действительности? Тогда в истинном (в целом) образе действительности субъект обнаруживает неистинность ее самой, то есть ее несоответствие потребностям субъекта, его представлению о достойной действительности.
Исходя из несоответствия отображения сущего и представления о должном, субъект стремится наметить истинный путь приведения
их в соответствие.
Продуктивная практическая реализация теории
подтверждает истинность образа и одновременно делает его лишь относительно истинным, поскольку действительность непрерывно изменяется.
В новых условиях возникает новая потребность, которая идеализируется как цель и становится стимулом дальнейшего движения теоретической мысли и практического действия.

Итак, для успешного и результативного преобразования действительности нужны верная цель, истинное знание о наличной действительности и правильный в научном отношении метод.
В случае неистинности одного из этих трех условий преобразование действительности будет неэффективным,
то есть на практике будет воплощено заблуждение.
Для предотвращения заблуждений в социальной теории (которая является и методом познания
в практической деятельности) необходима истинная формулировка цели преобразования действительности.
Истинность цели как истинность практической потребности определяет соответствие вновь созданной объективной ситуации практической потребности,
[стр. 214]

214 блуждений в общественном сознании (как это происходит, было показано выше).
Данные заблуждения в ходе деятельности субъекта воплощаются в действительность.
Эти опредмеченные заблуждения отражаются сознанием и вновь реализуются в его структурах.
Традиционный подход к истине фиксируют только соответствие знания какой-то вещи самой этой вещи вне внутренних тенденций ее развития.
Но как только познание начинает следовать объективной логике предмета, оно совпадает с диалектикой последнего и на этой основе формулирует его идеальный образ.
Идеал это не только объективный предел развития предмета, совпадения его явления с сущностью, но и форма сознания.
Она определяется пониманием объективного процесса развития этого предмета, следовательно, истинность идеала может быть обоснована только адекватностью отражения логики предмета в практике и познании.
Окончательное формирование идеала предмета происходит в процессе воплощения этого идеала в действительность, ибо лишь в предметно-практической деятельности определяется и идеал как знание универсально-всеобщей (идеальной) формы самой действительности, и сам предмет в его истинности.
Здесь проверке подвергается не только знание и его соответствие предмету, но и сам предмет, его соответствие понятию, т.е.
пониманию его природы и сущности.

Взаимоопределение понятия и предмета происходит только в деятельности, которая согласуется с логикой объективного развития действительности.
А если не согласуется? Если сама практика
одностороння, деформирована, ущербна, не ориентирована на идеальные, универсальные формы действительности? Тогда в истинном (в целом) образе действительности субъект обнаруживает неистинность ее самой, т.е.
ее несоответствие потребностям субъекта, его представлению о достойной действительности.
Исходя из несоответствия отображения сущего и представления о должном, субъект стремится наметить истинный путь при


[стр.,215]

215 ведения их в соответствие.
Продуктивная практическая реализация теории
иодтверждаег истинность образа и одновременно делает его лишь относительно истинным, поскольку действительность непрерывно изменяется.
В новых условиях возникает новая потребность, которая идеализируется как цель и становится стимулом дальнейшего движения теоретической мысли и практического действия.

Таким образом, для успешного и результативного преобразования действительности нужны верная цель, истинное знание о наличной действительности и правильный в научном отношении метод.
В случае неистинности одного из этих трех условий преобразование действительности будет неэффективным,
т.е.
в действительности будет воплощено заблуждение.
Для предотвращения заблуждений в социальной теории (которая является и методом познания
и практической деятельности) необходима истинная формулировка цели преобразования действительности.
Истинность цели как истинность практической потребности определяет соответствие вновь созданной объективной ситуации практической потребности,
идеализация которой выступала как цель деятельности.
Таким образом, теоретическое знание выступает как опосредующий момент между уже завершившейся и вновь совершающейся практикой.
Знание, ценность и действие образуют органическое единство.
Рассматривая диалектику теоретического и практического, можно заметить, что последующая практика это критерий истинности знания, в котором отражена ситуация, заданная практикой предыдущей.
В результате ее теоретического осмысления возникает представление о нужном действии и ожидание определенного его результата.
Соответствие или несоответствие реального результата предполагаемому и есть конкретно-практический критерий истинности теоретических представлений о действительности, созданной предыдущей практикой.

[Back]