Проверяемый текст
Тилинина Татьяна Валентиновна. Специфика заблуждений в социальном познании (Диссертация 1998)
[стр. 68]

68 идеализация которой выступала как цель деятельности.
Таким образом, теоретическое знание выступает как опосредующий момент между
завершившейся и вновь совершающейся практикой.
Знание, ценность и действие образуют
единство в познавательной деятельности.
Рассматривая диалектику теоретического и практического
знания, можно заметить, что последующая практика это критерий истинности знания, в котором отражена ситуация, заданная практикой предыдущей.
В результате ее теоретического осмысления возникает представление о нужном действии и
ожидании его результата.
Соответствие или несоответствие реального результата
действия субъекта есть конкретно-практический критерий истинности теоретических представлений о действительности, созданной предыдущей практикой.
Теоретический и практический критерии истины очень тесно взаимосвязаны: без практической проверки невозможно установить истинность теоретического положения, но без включения его в систему идей, образующих определенную иерархию и согласующихся между собой, нельзя произвести его подлинной практической проверки.
Проверяемая идея должна быть включена в систему предположений о различных практических последствиях ее реализации, иначе проверка будет иметь характер лишь частного эксперимента.
Кроме того, для проверки истинности идеи практикой необходимо выявление связи предмета исследования с целью и смыслом общечеловеческой деятельности.
Практическое действие, преобразуя действительность, разрушает ее соответствие с прежней картиной мира, данной познанием, а восстановление этого соответствия начинается в области теории.
Последняя, отображая новую действительность, выявляет неистинность какой-либо из ее сторон и одновременно формулирует представление об истинной действительности.
Новое практическое действие, стимулированное конструктивно-критическим отношением субъекта к наличной действительности (которая не соответствует его представлениям о
[стр. 215]

215 ведения их в соответствие.
Продуктивная практическая реализация теории иодтверждаег истинность образа и одновременно делает его лишь относительно истинным, поскольку действительность непрерывно изменяется.
В новых условиях возникает новая потребность, которая идеализируется как цель и становится стимулом дальнейшего движения теоретической мысли и практического действия.
Таким образом, для успешного и результативного преобразования действительности нужны верная цель, истинное знание о наличной действительности и правильный в научном отношении метод.
В случае неистинности одного из этих трех условий преобразование действительности будет неэффективным, т.е.
в действительности будет воплощено заблуждение.
Для предотвращения заблуждений в социальной теории (которая является и методом познания и практической деятельности) необходима истинная формулировка цели преобразования действительности.
Истинность цели как истинность практической потребности определяет соответствие вновь созданной объективной ситуации практической потребности, идеализация которой выступала как цель деятельности.
Таким образом, теоретическое знание выступает как опосредующий момент между
уже завершившейся и вновь совершающейся практикой.
Знание, ценность и действие образуют
органическое единство.
Рассматривая диалектику теоретического и практического,
можно заметить, что последующая практика это критерий истинности знания, в котором отражена ситуация, заданная практикой предыдущей.
В результате ее теоретического осмысления возникает представление о нужном действии и
ожидание определенного его результата.
Соответствие или несоответствие реального результата
предполагаемому и есть конкретно-практический критерий истинности теоретических представлений о действительности, созданной предыдущей практикой.


[стр.,216]

216 Теоретический и практический критерии истины очень тесно взаимосвязаны: без практической проверки невозможно установить истинность теоретического положения, но без включения его в систему идей, образующих определенную иерархию и согласующихся между собой, нельзя произвести его подлинной практической проверки.
Проверяемая идея должна быть включена в систему предположений о различных практических последствиях ее реализации, иначе проверка будет иметь характер лишь частного эксперимента.
Кроме того, для проверки истинности идеи практикой необходимо выявление связи предмета исследования с целью и смыслом общечеловеческой деятельности.
Практическое действие, преобразуя действительность, разрушает ее соответствие с прежней картиной мира, данной познанием, а восстановление этого соответствия начинается в области теории.
Последняя, отображая новую действительность, выявляет неистинность какой-либо из ее сторон и одновременно формулирует представление об истинной действительности.
Новое практическое действие, стимулированное конструктивно-критическим отношением субъекта к наличной действительности (которая не соответствует его представлениям о
должном), восстанавливает это соответствие уже не только в теории, но и на практике.
Говоря о практике как главном и «окончательном» критерии истины, нельзя не отметить тот факт, что сама по себе, в своем пространственно-временном бытии, практика еще ничего не доказывает.
Критерием истины она становится только через сознание человека, через его познание самой этой практики.
Именно в сознании происходит сравнение гносеологического образа с тем, что в нем отображается.
В этом сравнении и выполняет практика функцию критерия истины.
При рассмотрении практики как критерия истины возникает каверзный вопрос: как быть с критерием истинности в понимании самой практики? Если это опять же практика, то возникает дурная бесконеч

[Back]