Проверяемый текст
Тилинина Татьяна Валентиновна. Специфика заблуждений в социальном познании (Диссертация 1998)
[стр. 70]

70 Устаревшая же практика не может быть критерием истины для теории, на основе которой эта практика должна подвергаться коренному изменению; для того метода, путем которого должна быть преобразована действительность.
Такая практика порождает заблуждения в сознании (теоретическом и обыденном), которые вновь реализуются в действительности, толкая общество дальше по пути заблуждений.
В нашей
отечественной философской литературе долгое время господствовало однозначно положительное отношение к самому феномену практики.
Почему-то было принято считать, что ложь практически реализовать нельзя.
Оказалось, что можно.
Подтверждение
тому отчужденные, фетишизированные, социально превращенные формы практики.
Эта ложная практика является доказательством теории, на основе которой она совершается.

В условиях
же объективно-принудительного навязывания иллюзорного способа представления социальных отношений сама практика деформируется и не может служить ведущим критерием истины.
Каков механизм воплощения социальных заблуждений в практику, и наоборот, отражения общественным сознанием ложной практики, опредмеченных заблуждений? Проанализируем этот механизм в самых общих чертах.
Предварительно заметим, что при всей важности заблуждений обыденного сознания, их негативное влияние на общественную жизнь и социальную практику может быть устранено или, по крайней мере, значительно уменьшено, если они уже обнаружены, вскрыты, описаны на теоретическом уровне сознания, где намечены и пути их преодоления.
В обыденном сознании иллюзорность эта останется, но социальным субъектам она будет известна из теории.
Гораздо опаснее заблуждения, господствующие на обоих уровнях знания, потому большего внимания заслуживает воплощение
теоретических социальных заблуждений в общественную практику.
Любая общественная теория провозглашает некий социальный идеал (как систему высших ценностей и целей, к которым стремится субъект,
[стр. 217]

217 ность, которую нельзя устранить, оставаясь на почве формальнологического мышления и прежнего состояния практики.
Однако здесь логика существенно корректируется системностью, целостностью практики, последовательностью осмысления ее результатов, исторически оправданным доверием человека к показаниям его органов чувств, выработанными обществом идеалами и критериями научности и многим другим.
Незаконченность предлагаемого перечня свидетельствует об открытости практического критерия истины, его постоянном развитии и уточнении, т.е.
об относительности, неоконченности практического приговора различным формам знания, ибо сама практика развивается.
Критерием истины может быть только истинная практика, т.е.
конструктивная, исторически прогрессивная, социально раскрепощенная, двигающаяся по логике развития действительности.
Развитость практики, ее целостность, динамизм и полнота непременные условия ее теоретико-познавательной эффективности.
Истинную практику можно рассматривать как своеобразный вид «истинного бытия», т.е.
истин, нормативно привязанных к той реальности, из познавательно критического освоения которой они в конечном счете и вышли.
Устаревшая же практика не может быть критерием истины для теории, на основе которой эта практика должна подвергаться коренному изменению; для того метода, путем которого должна быть преобразована действительность.
Такая практика порождает заблуждения в сознании (теоретическом и обыденном), которые вновь реализуются в действительности, толкая общество дальше по пути заблуждений.
В нашей
литературе долгое время господствовало однозначно положительное отношение к самому феномену практики.
Почему-то было принято считать, что ложь практически реализовать нельзя.
Оказалось, что можно.
Подтверждение тому отчужденные, фетишизированные, социально превращенные формы практики.
Эта ложная практика является доказательством теории, на основе которой она совершается.


[стр.,218]

218 В условиях объективно-принудительного навязывания иллюзорного способа представления социальных отношений сама практика деформируется и не может служить критерием истины.
Каков механизм воплощения социальных заблуждений в практику, и наоборот, отражения общественным сознанием ложной практики, опредмеченных заблуждений? Проанализируем этот механизм в самых общих чертах.
Предварительно заметим, что при всей важности заблуждений обыденного сознания, их негативное влияние на общественную жизнь и социальную практику может быть устранено или, по крайней мере, значительно уменьшено, если они уже обнаружены, вскрыты, описаны на теоретическом уровне сознания, где намечены и пути их преодоления.
В обыденном сознании иллюзорность эта останется, но социальным субъектам она будет известна из теории.
Гораздо опаснее заблуждения, господствующие на обоих уровнях знания, потому большего внимания заслуживает воплощение
теорегических социальных заблуждений в общественную практику.
Любая общественная теория провозглашает некий социальный идеал (как систему высших ценностей и целей, к которым стремится субъект,
создающий эту теорию), обосновывает его правомочность и дает рекомендации к его достижению.
Опираясь на вышеизложенное, можно сказать, что теоретическое заблуждение может возникнуть уже при осмыслении и отражении практической потребности субъекта, которая формулируется в виде его социального идеала.
Но даже если общественной теорией сформулирован гуманистический идеал, то заблуждения могут присутствовать в определении способов его достижения, как это случилось с коммунистическим идеалом при воплощении теории марксизма в реальную жизнь.
Во имя реализации этого идеала был разрушен старый мировой порядок и утвержден новый, который был провозглашен как тот общественный идеал, о котором мечтали, начиная борьбу.
Соотношение

[стр.,237]

237 а) социальные иллюзии, являющиеся компонентом обыденного сознания и возникающие в результате искаженного восприятия действительности, и утопии, созданные на их основе; б) обыденные заблуждения, возникающие в результате дезинформации или заведомой лжи, прямого обмана; в) ошибки социальных субъектов теоретические и практические; г) опредмеченные социальные заблуждения, являющиеся результатом воплощения в действительность идеологической компоненты общественного сознания; д) заблуждения в социальных теориях, претендующих на объективно-истинное знание, возникающее как следствие отражения незрелой общественной практики, неразвитого познания и деформированных социальных отношений.
Общественная практика сама по себе, в своем пространственновременном бытие, еще ничего не доказывает и не опровергает.
Критерием истины для общсствознания она становится в форме социального действия через сознание человека, через его познание ее самой.
В нашей литературе долгое время господствовало однозначно положительное отношение к самому феномену практики.
Почему-то было принято считать, что ложь практически реализовать нельзя.
Оказалось что можно.
Подтверждение
этому отчужденные, фетишизированные, социально превращенные формы практики.
Эта ложная практика является доказательством теории, на основе которой она совершается.
В условиях
объективно-принудительного навязывания иллюзионного способа представления социальных отношений сама практика деформируется и не может служить критерием истины.
Бесспорно, автору удалось решить далеко не все проблемы и ответить на все вопросы, возникшие в связи с предпринятым исследова

[Back]