Проверяемый текст
Тилинина Татьяна Валентиновна. Специфика заблуждений в социальном познании (Диссертация 1998)
[стр. 71]

71 создающий эту теорию), обосновывает его правомочность и дает рекомендации к его достижению.
Опираясь на вышеизложенное, можно сказать, что теоретическое заблуждение может возникнуть уже при осмыслении и отражении практической потребности субъекта, которая формулируется в виде его
социальной потребности или социального идеала.
Но даже если общественной теорией сформулирован гуманистический идеал, то заблуждения могут присутствовать в определении способов его достижения, как это случилось с коммунистическим идеалом при воплощении теории марксизма в реальную жизнь.
Во имя реализации этого идеала
теоретиками и практиками революции не раз уже был разрушен старый мировой порядок и утвержден новый, который был провозглашен как тот общественный идеал, о котором мечтали, начиная борьбу.
Соотношение
идеала и результата перевернулось: раз то, за что боролись, достигнуто, то осталась лишь задача защиты «нового прекрасного мира» любыми средствами и методами.
Так было при сталинизме.
Если один раз полученный результат и есть то, за что боролись, значит, это и есть гуманный идеал.
Однако даже обыкновенный здравый смысл подсказывает, что должно быть наоборот: не идеал (тем более утопический) нужно корректировать в
соответствии с результатом, который получен в ходе его реализации, а результат деятельности субъекта постоянно соотносить со своим социальным идеалом и корректировать ее для достижения последнего.
Связь социальных заблуждений и общественной практики проявляется в том, что неразвитая, ограниченная практика порождает заблуждения в сознании (теоретическом и обыденном), которые вновь реализуются на практике.
Это происходит до тех пор, пока знания не вступят в противоречие с новыми фактами и явлениями действительности, после чего заблуждения преодолеваются либо непосредственно в практическом действии, либо после того, как это противоречие будет отражено в теории, разрешено в ней, а затем данное решение будет материализовано в действительности.
В заключение необходимо сформулировать свойства практики как
[стр. 218]

218 В условиях объективно-принудительного навязывания иллюзорного способа представления социальных отношений сама практика деформируется и не может служить критерием истины.
Каков механизм воплощения социальных заблуждений в практику, и наоборот, отражения общественным сознанием ложной практики, опредмеченных заблуждений? Проанализируем этот механизм в самых общих чертах.
Предварительно заметим, что при всей важности заблуждений обыденного сознания, их негативное влияние на общественную жизнь и социальную практику может быть устранено или, по крайней мере, значительно уменьшено, если они уже обнаружены, вскрыты, описаны на теоретическом уровне сознания, где намечены и пути их преодоления.
В обыденном сознании иллюзорность эта останется, но социальным субъектам она будет известна из теории.
Гораздо опаснее заблуждения, господствующие на обоих уровнях знания, потому большего внимания заслуживает воплощение теорегических социальных заблуждений в общественную практику.
Любая общественная теория провозглашает некий социальный идеал (как систему высших ценностей и целей, к которым стремится субъект, создающий эту теорию), обосновывает его правомочность и дает рекомендации к его достижению.
Опираясь на вышеизложенное, можно сказать, что теоретическое заблуждение может возникнуть уже при осмыслении и отражении практической потребности субъекта, которая формулируется в виде его
социального идеала.
Но даже если общественной теорией сформулирован гуманистический идеал, то заблуждения могут присутствовать в определении способов его достижения, как это случилось с коммунистическим идеалом при воплощении теории марксизма в реальную жизнь.
Во имя реализации этого идеала
был разрушен старый мировой порядок и утвержден новый, который был провозглашен как тот общественный идеал, о котором мечтали, начиная борьбу.
Соотношение


[стр.,219]

219 идеала и результата перевернулось: раз то, за что боролись, достигнуто, то осталась лишь задача защиты «нового прекрасного мира» любыми средствами и методами.
Раз полученный результат есть то, за что боролись, значит, это и есть гуманный идеал.
Однако даже обыкновенный здравый смысл подсказывает, что должно быть наоборот: не идеал (тем более утопический) нужно корректировать в
соотвегсгвии с результатом, который получен в ходе его реализации, а результат деятельности постоянно соотносить с идеалом и корректировать ее для достижения последнего.
Связь социальных заблуждений и общественной практики проявляется в том, что неразвитая, ограниченная практика порождает заблуждения в сознании (теоретическом и обыденном), которые вновь реализуются на практике.
Это происходит до тех пор, пока знания не вступят в противоречие с новыми фактами и явлениями действительности, после чего заблуждения преодолеваются либо непосредственно в практическом действии, либо после того, как это противоречие будет отражено в теории, разрешено в ней, а затем данное решение будет материализовано в действительности.
В заключение необходимо сформулировать свойства практики как
критерия истины в социальном познании.
Абсолютность практики в этой ее функции состоит в том, что в конечном счете лишь она является решающим средством а) устанавливать несоответствие социального познания действительности; б) подтверждать объективную истинность социального познания; в) создавать необходимые и достаточные условия для преодоления иллюзорной видимости социальной действительности и теоретических заблуждений.
Относительность практики заключается в том, что она: дает знание, которое впоследствии должно уточняться и совершенствоваться;

[Back]