Проверяемый текст
Тилинина Татьяна Валентиновна. Специфика заблуждений в социальном познании (Диссертация 1998)
[стр. 73]

73 знания.
Поэтому критерии истины и заблуждения свойственны прежде всего научному познанию и неотделимы друг от друга, как день и ночь, как свет и тень.
Существование одного феномена имеет место только при существовании его антипода.
Отрицать это значит допустить существование истины вечной и абсолютной
на манер непререкаемой Истины Божественного Откровения.
Ставя перед собой задачу демонстрации механизма преодоления заблуждений, в том числе и социальных, мы не беремся «открыть тайну» беспроблемного сознания, а лишь стремимся показать особенность смены социально-научных парадигм, столь же существенной, как и смена времен года.
Ведь в ходе научного познания преодолеваются не только заблуждения, но и
относительные истины становятся неактуальными.
Заблуждения преодолеваются по ходу устаревания тех теорий, которые их содержат.
С развитием практики сменяются теоретические концепции, которые ее обслуживают, вместе со старыми концепциями уходят в прошлое и характерные для них заблуждения, приходят новые
социальные теории с новыми заблуждениями.
Чтобы свести к минимуму риск появления заблуждений, социальный теоретик должен хорошо представлять, на что он может и на что не может притязать.
По мнению В.
В.
Ильина, социальный теоретик, как и теоретик в естествознании, может говорить лишь о ситуациях искусственных, модельноаналоговых, а не о конкретных событиях.
Мысль его движется «не в пространстве вещности, а в пространстве идеальных смыслов».
Социальный теоретик не имеет возможности конкретно предугадать события, но, опираясь
на законы функционирования общества, он способен предсказывать, что событие может произойти при наличии ряда определенных условий.
История
человеческого социума далеко не фатальна, это постоянный неоднозначный субъективный выбор хода событий.
Социальная теория занимается «диагностикой социальных состояний», проигрывает теоретикологические возможности,
[стр. 220]

220 ограничена в каждый данный момент и поэтому не может дать абсолютно истинного знания; носит конкретно-исторический характер, тесным образом связана с наличной материально-производственной деятельностью человека.
Практика слагается из относительных проверочных экспериментов, не могущих в полной мере на каждом конечном временном отрезке подтвердить или опровергнуть испытуемое положение, но образующих в своей совокупности весьма строгое доказательство.
Следовательно, несмотря на.
всю ограниченность практики, можно утверждать, что именно в практической реализации (или нереализации) доказывается в конечном счете истинность (или ложность) социальных теорий.
§5.
Преодоление социальных заблуждений Процесс преодоления заблуждений вообще и социальных в частности не только чрезвычайно сложен, но и далеко не всегда возможен.
Заблуждения нельзя просто «выбросить», устранить из теории, потому что разрушится эта теория.
Заблуждения необходимый компонент, атрибут научного познания, непременное условие его существования, критерий его научности.
Во вненаучном познании тоже велика роль составляющей, которую образует неадекватное действительное знание.
Но.
в отличие от науки, вненаучное познание не ставит одной из своих основных задач достижение максимально адекватного, истинного знания.
Поэтому критерии истины и заблуждения свойственны прежде всего научному познанию и неотделимы друг от друга, как день и ночь, как свет и тень.
Существование одного феномена имеет место только при существовании его антипода.
Отрицать это значит допустить существование истины вечной и абсолютной
-непререкаемой Истины Божественного Откровения, а такое допущение давно уже опровергнуто всем ходом развития научного познания.


[стр.,221]

221 Ставя перед собой задачу демонстрации механизма преодоления заблуждений, в том числе и социальных, мы не беремся «открыть тайну» беспроблемного сознания, а лишь стремимся показать особенность смены социально-научных парадигм, столь же существенной, как и смена времен года.
Ведь в ходе научного познания преодолеваются не только заблуждения, но и
истины становятся неактуальными.
Заблуждения преодолеваются по ходу устаревания тех теорий, которые их содержат.
С развитием практики сменяются теоретические концепции, которые ее обслуживают, вместе со старыми концепциями уходят в прошлое и характерные для них заблуждения, приходят новые
теории с новыми заблуждениями.
Чтобы свести к минимуму риск появления заблуждений, социальный теоретик должен хорошо представлять, на что он может и на что не может притязать.
По мнению В.В.Ильина, социальный теоретик, как и теоретик в естествознании, может говорить лишь о ситуациях искусственных, модельно-аналоговых, а не о конкретных событиях.
Мысль его движется «не в пространстве вещности, а в пространстве идеальных смыслов».
Социальный теоретик не имеет возможности конкретно предугадать события, но, опираясь
па законы функционирования общества, он способен предсказывать, что событие может произойти при наличии ряда определенных условий.
История
не фатальна, это постоянный неоднозначный субъективный выбор хода событий.
Социальная теория занимается «диагностикой социальных состояний», проигрывает теоретико-логические возможности,
анализирует тенденции развития на различных уровнях.
Социальный теоретик не может программировать течение реальной жизни.
«Жизнь, как и человеческая судьба, создается сама по себе, непосредственно, вне пределов досягаемости социального теоретика, который име

[Back]