Проверяемый текст
Тилинина Татьяна Валентиновна. Специфика заблуждений в социальном познании (Диссертация 1998)
[стр. 74]

74 уровнях.
Социальный теоретик, с точки зрения В.
В.
Ильина, не может программировать течение реальной жизни.
«Жизнь, как и человеческая судьба, создается сама по себе, непосредственно, вне пределов досягаемости социального теоретика, который имеет
дело не с действительной жизнью, реальной судьбой, а с их моделями, концепциями, конструкциями»[54].
Для предотвращения заблуждений в социальных науках необходимо отказаться от онтологизации абстрактно-теоретических схем в духе наивного реализма.
В систематических науках уже никто не станет «защищать миф о зеркальной корреспонденции теории и действительности».
Подобный запрет был бы нелишним и в социальном познании.
Во избежание недоразумений, чреватых ошибками и заблуждениями, нужно помнить, что теория соотносится с действительностью не поэлементно, а системно, целостно.
Она (теория) имеет множество таких составляющих, которые с миром вообще не соотносятся и аналогов не имеют, выполняют лишь условную роль.
Воображение теоретика не должно быть неограниченным, произвольным.
Ему необходимо тщательное руководство.
Роль ограничителей свободного полета мысли в науке играют методологические принципы, правила исследования, регулятивы, направляющие поиск.
И если для естественно-математических дисциплин эти правила давно сформулированы и обоснованы, то для цикла
современных социальногуманитарных наук это пока еще не сделано.
Чтобы восполнить этот пробел, В.
В.
Ильин предлагает ряд недостающих правил, которые могли бы ограничить стихию поиска социального теоретика и препятствовали бы возникновению заблуждений в обществознании.
Сущность принципа терпимости можно выразить в требовании отсутствия
различных подходов к инакомыслию.
По мнению В.
В.
Ильина, ученым необходимо освобождаться от некоего теоретического фанатизма, питаемого внутренней убежденностью бесспорности, несокрушимости, всесовершенности авторских точек зрения.
Морально устаревают рано или
[стр. 221]

221 Ставя перед собой задачу демонстрации механизма преодоления заблуждений, в том числе и социальных, мы не беремся «открыть тайну» беспроблемного сознания, а лишь стремимся показать особенность смены социально-научных парадигм, столь же существенной, как и смена времен года.
Ведь в ходе научного познания преодолеваются не только заблуждения, но и истины становятся неактуальными.
Заблуждения преодолеваются по ходу устаревания тех теорий, которые их содержат.
С развитием практики сменяются теоретические концепции, которые ее обслуживают, вместе со старыми концепциями уходят в прошлое и характерные для них заблуждения, приходят новые теории с новыми заблуждениями.
Чтобы свести к минимуму риск появления заблуждений, социальный теоретик должен хорошо представлять, на что он может и на что не может притязать.
По мнению В.В.Ильина, социальный теоретик, как и теоретик в естествознании, может говорить лишь о ситуациях искусственных, модельно-аналоговых, а не о конкретных событиях.
Мысль его движется «не в пространстве вещности, а в пространстве идеальных смыслов».
Социальный теоретик не имеет возможности конкретно предугадать события, но, опираясь па законы функционирования общества, он способен предсказывать, что событие может произойти при наличии ряда определенных условий.
История не фатальна, это постоянный неоднозначный субъективный выбор хода событий.
Социальная теория занимается «диагностикой социальных состояний», проигрывает теоретико-логические возможности, анализирует тенденции развития на различных уровнях.
Социальный теоретик не может программировать течение реальной жизни.
«Жизнь, как и человеческая судьба, создается сама по себе, непосредственно, вне пределов досягаемости социального теоретика, который име


[стр.,222]

222 ет дело не с действительной жизнью, реальной судьбой, а с их моделями, концепциями, конструкциями».1 Для предотвращения заблуждений в социальных науках необходимо отказаться от онтологизации абстрактно-теоретических схем в духе наивного реализма.
В систематических науках уже никто не станет «защищать миф о зеркальной корреспонденции теории и действительности».
Подобный запрет был бы нелишним и в социальном познании.
Во избежание недоразумений, чреватых ошибками и заблуждениями, нужно помнить, что теория соотносится с действительностью не поэлементно а системно, целостно.
Она (теория) имеет множество таких составляющих, которые с миром вообще не соотносятся и аналогов не имеют, выполняют лишь условную роль.
Воображение теоретика не должно быть неограниченным, произвольным.
Ему необходимо тщательное руководство.
Роль ог раничителей свободного полета мысли в науке играют методологические принципы, правила исследования, регулятивы, направляющие поиск.
И если для естественно-математических дисциплин эти правила давно сформулированы и обоснованы, то для цикла
социально-гуманитарных наук это пока не сделано.
Чтобы восполнить этот пробел, В.В.
Ильин предлагает ряд недостающих правил, которые могли бы ограничить стихию поиска социального теоретика и препятствовали бы возникновению заблуждений в обществознании.
Сущность принципа терпимости можно выразить в требовании отсутствия
идиосинкразии к инакомыслию.
Ученым необходимо освобождаться «от некоего теоретического фанатизма, питаемого внутренней убежденностью бесспорности, несокрушимости, всесовершенности авторских точек зрения».1
2 «Морально устаревают рано или поздно любые общественные теории.
Претендовать здесь на сколь-нибудь вечные 1 Ильин В.В.
Теория познания.
Эпистемология.
М., 1994, с.121.
2 Ильин В.В.
Теория познания.
Эпистемология.
М., 1994, с.
122.

[Back]