Проверяемый текст
Тилинина Татьяна Валентиновна. Специфика заблуждений в социальном познании (Диссертация 1998)
[стр. 85]

85 усилить в нем демократизм, свободу, равноправие граждан, а степенью отрицания прошлого «досоциалистического» развития.
Долгое время критерии прогресса социалистического общества рассматривались по принципу «от противного».
Господство метафизического, «вульгарного» материализма в общественной теории проявлялось и в том, что надстройка фактически
однозначно и прямолинейно определялась базисом, политика экономикой, умозрительные догматические построения оказывались предпочтительнее объективного знания, производство ставилось выше потребления, государство имело приоритет перед обществом, общественное перед личностным, централизм подавлял демократию и т.п.
В догматизированных общественных науках
при тоталитаризме выработалось предубеждение против тех сторон социального развития и их политического анализа, которые были отнесены к числу «родимых пятен старого», к «пережиткам капитализма».
Именно здесь лежат идейные и методологические истоки многих теоретических заблуждений, которые, будучи постепенно проведенными в жизнь, в конце концов заблокировали развитие
всего последующего обществознания в стране.
В силу уникальной специфики социального познания, состоящей в том, что здесь нельзя пользоваться «ни микроскопом, ни химическими реактивами», исключительно важную роль приобретает мышление, его принципы, нормы и методы, словом, логический критерий истинности.
Но важно помнить, что с помощью этого критерия возможно преодоление заблуждений, но не предотвращение социально-политических преступлений.
Для этой цели необходимы соответствующие юридические институты, создание которых возможно лишь в действительно правовом государстве.

Отсюда можно сделать тот вывод, что для преодоления социальных заблуждений как теоретических, так и практических первостепенное значение имеет своевременное их выявление, осознание их как таких образований познания и практики, которые противоречат объективной логике
[стр. 233]

233 пренебрегая конкретным исследованием конкретных жизненных ситуаций.
Так, одним из результатов игнорирования объективного подхода к анализу действительности и догматизации марксисткой теории, превращения ее в утопию, явился перевод универсального, не знавшего точных пространственных и временных границ коммунистического проекта на язык практических задач отсталых в большинст ве случаев стран.
Отсутствие здесь подлинной демократии, исключение из общественнополитической жизни массы трудящихся лишило социалистическое строительство гуманных начал, явилось основой отчуждения от нее людей.
При этом «единственно верная» марксистская социальнополитическая теория в ее догматизированном варианте тщательно отгораживалась от признания правомерности и научности иных общественных учений, которые априорно объявились заблуждениями, заранее считались ненаучными.
Основная черта метафизически понимаемого образа социализма, его умозрительной модели и волюнтаристической практики состояла в том, что здание нового общества стремились построить согласно безупречно составленному проекту.
Однобокая, субъективистская, пренебрегающая реальным многообразием действительности доктрина подменила собой научный метод анализа и служила не познанию объективных процессов, а их искажению и мистификации в угоду корыстным интересам власть имущих.
Принадлежность общества к социализму определялась не стремлением усилить в нем демократизм, свободу, равноправие граждан, а степенью отрицания прошлого «досоциалистического» развития.
Долгое время критерии прогресса социалистического общества рассматривались по принципу «от противного».
Господство метафизического, «вульгарного» материализма в общественной теории проявлялось и в том, что надстройка фактически


[стр.,234]

234 однозначно и прямолинейно определялась базисом, политика экономикой, умозрительные догматические построения оказывались предпочтительнее объективного знания, производство ставилось выше потребления, государство имело приоритет перед обществом, общественное перед личностным, централизм подавлял демократию и В догматизированных общественных науках выработалось предубеждение против тех сторон социального развития и их политического анализа, которые были отнесены к числу «родимых пятен старого», к «пережиткам капитализма».
Именно здесь лежат идейные и методологические истоки многих теоретических заблуждений, которые, будучи постепенно проведенными в жизнь, в конце концов заблокировали развитие
научного обществознания.
В силу специфики социального познания, состоящей в том, что здесь нельзя пользоваться «ни микроскопом, ни химическими реактивами», исключительно важную роль приобретает мышление, его принципы, нормы и методы, словом, логический критерий истинности.
Но важно помнить, что с помощью этого критерия возможно преодоление заблуждений, но не предотвращение социально-политических преступлений.
Для этой цели необходимы соответствующие юридические институты, создание которых возможно лишь в действительно правовом государстве.

Для преодоления социальных заблуждений как теоретических, так и практических первостепенное значение имеет своевременное их выявление, осознание их как таких образований познания и практики, которые противоречат объективной логике
развития общества, его движению по пути разумного развертывания действительности.
Однако обнаружение социальных заблуждений шаг необходимый, но недостаточный для их преодоления.
Необходимо устранение причин, их порождающих (рассмотренных выше); преодоление заблуждений в теории, которая даст рекомендации и для преодоления их на

[Back]